ВКонтакте
Одноклассники
Мой Мир Mail.Ru
Twitter
Facebook

Кино танцует и поет

Кинематограф - великое искусство, наполненное множеством жанров и направлений. И это неудивительно, все в нашем мире подлежит изменению. В него приходят новые модные тенденции, свежие умы, а вместе с ними новые идеи. Вечным остается только любовь, дружба, верность, мораль – все эти жизненные ценности, которые делают нас людьми и сопровождают нас по жизни. Все это находит отражение в кино. Оно умеет творить чудеса, делает достоверным все, что мы видим на экране.  Советские люди, с большой многогранной душой, всегда стремились создавать что-то новое в мире искусства. В сфере кино во второй половине 20 века зрителю представили новый жанр - музыкальный фильм. Его  особенность заключается  в том, что актёры фильма не только ведут диалоги, но и исполняют песни, содержание которых раскрывает зрителю сюжет. Множество музыкальных фильмов снимается на основе мюзиклов и оперетт. К музыкальным также относят фильмы, в которых актёрский состав танцует под музыку, и эти танцы являются частью сюжета. Если подробнее рассмотреть структуру этого направления, то понимаешь, насколько сложна технология создания этих фильмов. Ее  можно представить, как сплав - музыки, либретто и лирики. Либретто - разговорная и диалоговая часть мюзикла, взявшая основу из произведения (спектакля, пьесы, романа) по которому снимают мюзикл. Задача музыки и лирики сформировать музыкальную партитуру. Но самое главное зависит всегда от творческой команды: режиссер, музыкальный режиссер и балетмейстер и конечно актеры: эту роль берут на себя они сами или известные дублирующие их артисты-музыканты.

Мюзикл и джаз являются зарождением музыкальной культуры 20 века, отразившими своеобразие духовных, социальных, исторических особенностей развития общества. Первые шаги к киномюзиклу в СССР, как и в Америке, были сделаны через джаз. Первыми фильмами в этом направлении по праву считаются картины Григория Александрова. «Веселые ребята» - первый музыкальный фильм комедийного жанра, снятый в 1934 году и признанный классикой не только в границах СССР, но и за рубежом.  Это весёлая лента о приключениях пастуха и талантливого музыканта  Кости Потехина. Случайно принятый  за музыкального гастролера, Костя попадает в Московский мюзик-холл, и производит фурор своим талантом и становится дирижёром джазового оркестра, а простая работница Анюта (Любовь Орлова) — певицей. Также нельзя не сказать о фильме-символе эпохи  30-х годов, о любимом фильме Сталина – фильм «Волга-Волга» (1938). Комедия о борьбе за участие в столичном конкурсе двух провинциальных коллективов. Фильм искрит юмором, красивыми артистами и конечно же музыкой (джаз-банда Л.Утесова) В 1961 году вышла освеженная версия картины «Волга-Волга», в ней отсутствовали кадры, упоминающие Сталина (сцена с памятником вождю и название корабля). Восстановили титры, появились фамилии  людей, имевших отношение к  киномюзиклу, но репрессированных.  Картины  Александрова по стилю были освоением американского мюзикла. В них много музыки и песен, и совсем мало танцев, тогда не было профессиональной современной хореографии и танцоров, которыми так богат был Голливуд. Создавая комические фильмы без лирических отступлений, режиссеру удалось сделать самые бурлескные фильмы того времени.

Следующей вехой развития и процветания музыкальных фильмов было в 50-60 года. В это время начали снимать преимущественно цветные фильмы, времена жесткой репрессии играли заключительный аккорд, путь к постижению искусства стал свободней для общества, а значит и цензура смягчила свои рамки. Открывалось все больше кинотеатров, что вдохновляло режиссеров на создание новых картин. Но все же творчество было идейно-выраженным, то есть соответствующим партийным взглядам. В 1956 году на широкий экран выходит музыкальная комедия Эльдара Рязанова –«Карнавальная ночь».Само название несет ощущение праздника и веселья. Сюжет фильма разворачивается в Доме культуры.  Работники готовятся к встрече Нового года - костюмированному Новогоднему карнавалу. Развлекательная программа состоит из сольных, танцевальных, цирковых номеров, выступление джазового оркестра. Но исполняющий обязанности директора  ДК - жуткий «сухарь» товарищ Огурцов, не одобряет программу ,так как  он считает, что всё должно быть проведено на высоком уровне и «главное — серьёзно!». Утвержденная им программа предусматривает  выступление докладчика и лектора-астронома. Из музыкальных номеров он  ограничивается классической музыкой и выступлением ансамбля «Песни и пляски». Работники Дома Культуры не захотят изменять ранее составленную и отрепетированную программу. Они совместными усилиями делают все, чтобы помешать планам Огурцова  и им с успехом это  удается.  Эта картина открыла множество талантов миру, юная Людмила Гурченко покорила зрителя своей хрупкостью нежностью и конечно прекрасным голосом, которым она исполняла ведущие песни из этого фильма. Эльдар Рязанов  по праву стал классиком комического жанра. Фильм разобран на цитаты и сегодня, спустя пятьдесят лет он остается одним из самых любимых и знаменитых.

  

В 70-е годы советский кинематограф активно набирал свои обороты. Появлялось все больше талантливых актеров и режиссеров. Телевидение пришло почти в каждую советскую семью, а поход в кино являлся не роскошью, а скорее обязательным ритуалом каждого советского гражданина. Ярчайшим фильм тех лет, считается «12 стульев» - экранизация одноименного романа И. Ильфа и Е. Петрова. Режиссер Марк Захаров представил зрителю музыкальную художественную комедию, состоящую из четырех серий(1976).Главные роли в фильме сыграли Андрей Миронов (Астап Бендер) и Анатолий Папанов (Киса Воробьянинов). При просмотре кажется что им было предназначено сыграть двух мошенников-авантюристов, охотившихся за стульями от мастера Габса.  Режиссер пригласил в фильм целое созвездие великолепных актеров, картина походит на театральную постановку, представленную в ироничном и смешном представлении. Перед Захаровым стояла сложнейшая задача – показать фильм в новом видении, так как  экранизировалось произведение уже не единожды. Пригласив на главную роль Андрея Миронова,  он выиграл на безупречном комедийном таланте актера, на его гибкости и природной музыкальности. Песни к фильму написал Геннадий Гладков, тексты и их замечательное исполнение стали одним из ключей к успеху. Нельзя не вспомнить блестящий танец в стиле немого кино, в исполнении Миронова и Любови Полищук. Но мало кто знает, что сам мюзикл был создан, как государственный заказ и преследовал такую цель, как перевоспитание мошенников, что само по себе вызывало улыбку и смех, ведь мошенники были редкостью. Именно поэтому он и был выпущен на телевизионные экраны, для широкого просмотра. Нужно заметить, что такого рода юмор встречается чрезвычайно редко. Захаров сохранил идею книги, все интриги, серьезную мораль, именно экранизация настоящего романа на экране, все эти крылатые выражения, превосходное остроумие, отличные песни в восхитительном исполнении, оставляет только приятные впечатления. 

Хочется отметить еще одну замечательную работу, потрясающий мюзикл-«31 июня» (1978). Картина была создана по одноименной книге Джона Бойнтона Пристли, но переделана на новый лад, сценаристом Ниной Фоминой. Режиссер Леонид Квинихидзе, снял фильм в короткие сроки, он был особенным, так как использовались элементы танца диско.  На него возлагались большие надежды. Необычный жанр, который должен был стать  первым в советском союзе. Зритель смог насладиться увиденным лишь в одну новогоднюю ночь, после чего фильм был запрещен к показу. Долгие 7 лет еще не увидят премьеры, про которую в прессе умолчали, а в кинотеатрах запретили к показу. Идея фильма заключается в несуществующей любви двух сердец из разных эпох, средневековья и 21 века. Американский художник и принцесса встречаются на мистическом Млечном пути, в день, которого не существует «31 июня». Актерский состав был подобран тщательно, в него входили, знаменитые актеры и звезды балета: Николай Ерменко, Наталья Трубникова, Владимир Этуш, Любовь Полищук, Игорь Ясулович. За балетных артистов режиссеру Леониду Квинихидзе пришлось отчаянно бороться, так как в этот период времени,  ознаменованный  как «Железный занавес», была директива – балетных артистов на главные роли не утверждать, потому что они неблагонадежные.  Из всех претенденток на главную роль Леонид выбрал никому не известную балерину Наташу Трубникову,  которая своей мягкой внешностью, нежным голосом и грацией передала все истинные качества принцессы. Музыка и знаменитая песня талантливого композитора Александра Зацепина «Всегда быть  вместе не  могут люди….»,прозвучавшая в мюзикле в исполнении Ларисы Долиной произвели фурор. Главная песня фильма  долгое время била рекорды по популярности, и спустя 32 года она все также доносится в концертных залах, по радио и на семейных праздниках. Этой картине не дали возможность стать народно-признанной. К моменту снятия запрета на «31 июня» вышло множество фильмов, составляющих конкуренцию в этом жанре. Эта сказка заставила поверить советское общество в чудеса, в любовь казалось бы двух совершенно разных людей, говорящих на «разных языках», что придало мюзиклу еще больше  актуальности в не выездное время «железного занавеса» и информационного вакуума.

Это малая часть фильмов, которые мы можем вспомнить, перебрать любимые моменты в памяти и улыбнуться. Множество детских сказок, приключенческих фильмов и фантастики было снято в жанре музыкального фильма. Но, не смотря на разность возрастов, увлечений, социального статуса аудиторий, эти картины несли общую миссию - облагораживали, наполняли новыми эмоциями, отстраняли и отправляли людей далеко- далеко от их обыденной регламентированной реальности. Посмотрев на главных  героев мюзиклов, кто-то шел и  записывался на танцы, другой запевал в хоре, или просто ходил в кино и получал заряд доброй и яркой энергии. Весь этот жанр как будто бы несет  в массы праздник, мораль, и любовь ко всем направлениям искусства.  И думается, что при просмотре этих картин, редкий из нас усиживал в кресле или не подпевал киногероям, хотелось чтобы и на сегодняшний день кино вызывало именно такие желания.

Авторы статьи:

Брылева Анна

Астапкович Валерия

Статистика


Счетчик тИЦ и PR



© 2009-2018 Хасаншин И.А.