ВКонтакте
Одноклассники
Мой Мир Mail.Ru
Twitter
Facebook

Сказки, которые учили верить

Слышу голос из прекрасного далека,
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает строго:
А сегодня что для завтра сделал я?

(Песня из к/ф «Гостья из будущего»)

В сокровищнице кинематографа современной России катастрофически мало фильмов, посвященных детям, фильмов для детей, таких как  шедевры советского кино, во времена которого значительное внимание уделялось именно юному поколению.

С 60-х годов двадцатого столетия для советского кинематографа начинается новая эра, которая станет для него очень плодотворной и успешной. Она наполнится новыми победами и достижениями, новыми открытиями и находками. И главным триумфом для нее будет расцвет детского кинематографа, результаты которого станут гордостью нашей страны на все времена.

Первой ступенью в развитии детского кино явилось создание в 1959 г. на студии «Мосфильм» объединения детских и юношеских фильмов «Юность», которое возглавил прославленный режиссёр-сказочник Александр Лукич Птушко. Он славится знаменитыми экранизациями произведений Александра Сергеевича Пушкина («Сказка о царе Салтане» 1967, «Руслан и Людмила» 1972). Ярчайшие картины, которые сумели во всех красках передать красоту и богатство слога великого русского поэта. Великолепные декорации, вся полнота эмоций, которая картина несет в себе, передается зрителю, воодушевляя и завораживая своей уникальностью. В 1964 году он создает «Сказку о потерянном времени», идеей которой было направить молодое поколение страны в нужное русло,  когда носить гордое звание врача и учителя было престижно, а о жизни олигарха никто даже и подумать не мог.  Девизом фильма стала знаменитая фраза: «Не теряйте времени», ставшая  хорошим поучительным уроком для молодого поколения СССР и уже нашей современности.

1960 год принес в жанровое многообразие советского детского кинематографа совершенно новое направление, подразумевавшее создание  фильма, в котором виден мир таким, каким воспринимает его ребенок: с долей наивности, открытости и иронии по отношению к некоторым поступкам старшего поколения. Где показано, что в жизни есть тысячи интересных деталей, ускользающих в суете повседневной жизни из внимания взрослого человека. Ярким примером этого направления является фильм Георгия Данелия «Сережа» (1960), который стал лучшим по опросу журнала «Советский экран» в 1961 году. Фильм узнаваем по одному только эпизоду, где мальчику дают конфету, а развернув ее, он видит, что фантик пуст, взрослый мужчина взрывается нездоровым хохотом, а мальчик, грамотно оценив ситуацию, произносит ему: «Дядя Петя, вы дурак?», за что его строго наказывают. Картина прекрасно отображает отношения между детьми того времени, отношения детей и родителей, где уважение к старшим ставится выше всего.  

60-е годы можно смело назвать «эпохой сказок», оживившей и раскрасившей советский кинематограф того времени. Александр Артурович Роу был создателем тех шедевров, которые соблюдали лучшие  русские народные традиции ( «Морозко» 1965, «Огонь, вода и… медные трубы» 1967, «Варвара-краса, длинная коса» 1969). Для того, чтобы добиться своей цели, избавиться от недостатков, спасти любимого человека, героям каждой сказки приходится пройти тернистый путь, сталкиваясь не только с преградами, созданными злыми чарами, но и с противоречиями в собственном характере, что порой для них становится намного сложнее. Красочность самого фильма поражает воображение, говорящие животные умиляют и удивляют, прежде всего, тем, что высказывают они исключительно правильные вещи. В 1963 году Александр Роу создает фильм «Королевство кривых зеркал», тематика которого несколько отличается от других его сказок, она далека от русской народной сказки, но не менее интересна.  Здесь создается выдуманный мир, со своими правилами и законами, мир искаженный несправедливостью, разрушить который могут юные создания, благодаря тому, что их доброта и благородство берет верх над злыми чарами. У Александра Роу получилось создать мир сказки и волшебства, не используя спецэффектов и компьютерной графики, ему удалось показать, что в сказочном мире четко выражено добро и зло, а также  то, какими достоинствами должен обладать человек, чтобы жить с чистой совестью и быть счастливым. Эти фильмы могли бы составить достойную конкуренцию произведениям компании Уолта Диснея.

Алексей Баталов и Иосиф Шапиро в 1966 году создают экранизацию произведения Юрия Олеши «Три толстяка». Сказку, которая снова учит верить в чудо, верить в исполнение мечты и справедливость, в победу добра и искренности над жадностью, жестокостью и завистью. Произведение о богатых и бедных, смышленых и глупых, скупых и щедрых, о самых разных. Роскошная картинка, потрясающая игра актеров будто оживляет и без того красочную и интересную книгу. Герои сказки пытаются стереть грани между различными слоями общества, внося в души людей уверенность в том, что большое сердце никогда и никакими рамками не может быть ограничено.

Кино для детей в Советском Союзе было наполнено теплотой и любовью, это доказывают ярчайшие произведения 70-х годов. Леонид Нечаев создал «Приключения Буратино» (1976) и «Про Красную Шапочку» (1977), экранизации Алексея Николаевича Толстого и Шарля Перро. В современной России на данный момент пока не было снято ничего подобного, что смогло настолько передать доброту и нести в себе так много поучительности. Атмосфера проникнута теплотой, декорации погружают зрителя в мир сказки, актеры же смогли не просто потрясающе исполнить свои роли, а подарить людям незабываемых героев. «Приключения Буратино» стал первым детским фильмом для киностудии «Беларусьфильм», до этого времени, там снимали преимущественно кино о войне.

В 1970 году выходит фильм «Приключения желтого чемоданчика», по произведению Софьи Прокофьевой, фильм о жизни для детей, о человеческих характерах с иронией, учащий тому, что можно справиться со своими пороками без всякого волшебства. Сюда же можно отнести «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) Константина Бромберга, одного из лучших образцов советского детского кинематографа, где,  действительно, все создано и продумано с опорой на детское восприятие, добро всегда победит зло, причем образы добра и зла совершенно понятны и очевидны.

Приближенность фильма к реальной жизни молодого и совсем юного поколения того времени хорошо показана в картине Владимира Грамматикова «Усатый нянь» (1978). Кино, которое отображает жизнь малышей в детском саду и проблемы молодежи того времени в лице Кеши Четвергова,  который сам признает свою несобранность и неопределенность. Работая воспитателем, он получил возможность проанализировать свою жизнь, понять, что для него важно и то, что ему стоит гордиться своей работой. Фильм, который невозможно смотреть без улыбки, умиляясь тому, как ведут себя дети, когда рядом нет родителей, когда они сами собираются на улицу, кушают, играют и поют. Автор картины дает зрителю возможность самому вспомнить детство, окунуться в атмосферу детского сада, игрушек и постоянных новых открытий. В 1978 году «Усатый нянь» находился в числе лидеров кинопроката СССР.

Следующая ступень советского кинематографа для детей характеризуется  созданием детских сериалов. В 1976 году Игорь Добролюбов создает чудесную экранизацию «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского. Фильм выходит под названием «По секрету всему свету» и состоит из 2-х серий. Удивительные и нелепые истории о жизни детей и родителей, показанные, будто глазами юного мальчика затрагивают и покоряют сердца людей. Так как фильм заслужил потрясающий успех, в 1978 году Игорь Добролюбов совместно и Игорем Пушкаревым снимает продолжение рассказов, под названием «Удивительные приключения Дениса Кораблева». В линейке сериалов далее появляются  «Приключения Электроника» (1979) Константина Бромберга, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981) Станислава Говорухина и «Гостья из Будущего» (1983-1984) Павла Арсенова. Фильмы смогли произвести неизгладимое впечатление, как на детей, так и на взрослых. «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего» вызвали такой бурный интерес своей близостью  к фантастике, к чему-то неисполнимому, неизведанному, они внесли веру в светлое будущее, захватывающее, интересное и доброе. Эти фильмы также  подарили людям музыкальные шедевры, такие как: «Крылатые качели» и «Прекрасное далеко»  композитора Евгения Крылатова на стихи поэта Юрия Энтина, которые, сумев наполнить трепетом сердца людей, останутся там жить навсегда.

Новое поколение сказок охарактеризовалось появлением в 1987 году произведения Михаила Юзовского «После дождичка в четверг». Фильм, который поражает уникальностью образов, юмором и  разнообразием характеров. Сказка, созданная в современных традициях, которая интересна зрителю нашего времени. Кино, которое буквально можно разбить на цитаты. Например: «Мне тут в голову идея пришла… Ну как идея. Жульство», «Со сказками плохо. Был у меня кот учёный, так с цепи сорвался, подлец».

Люди порой забывают о том, что в душе каждого из них живет ребенок. В нашем современном мире в потоке и суете порой  так не хватает красок, чудес и волшебства. Кинематограф современной России в отличие от советского уделяет очень мало внимания юному зрителю, а также взрослому поколению, которому просто необходимо погружаться в детство хотя бы на время. В связи с тем, что с каждым годом появляется все больше талантливой молодежи, в душе есть теплая вера в то, что уже российский детский кинематограф снова скоро наполнится красками, оживет и будет дышать, радуя нас все новыми шедеврами, которыми сможет гордиться наша великая страна.

 

Автор статьи:

Шарафанова Юлия 

Статистика


Счетчик тИЦ и PR



© 2009-2018 Хасаншин И.А.