ВКонтакте
Одноклассники
Мой Мир Mail.Ru
Twitter
Facebook

О советском кино

Одним из самых ярких образов бывшего Советского Союза, одной из его визитных карточек является кино. Пожалуй, только у нас и в США рассматривают национальный кинематограф как одно из выражений гражданской идентичности. Это неспроста: и в СССР и в США поиски национальной идеи («нового коммунистического человека» у нас) хронологически совпали с внедрением широкой системы кинопроката. Это произошло в двадцатые — тридцатые годы XX века. Именно кино с его реалистичным изображением и возможность массового кинопоказа давало неограниченные возможности для культурно-просветительской и идеологической работы, особенно в бывшей Российской империи, где огромная часть населения оставалась неграмотной, а представители многих народов плохо владели русским языком. Широко известно высказывание В. И Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Это не случайно, поскольку именно кино в капиталистическом обществе являлось наиболее доступным бедным слоям населения зрелищем. Сеть театров ещё только предстояло создать. На фоне кампании по ликвидации безграмотности кино выполняло функцию идеологического и культурно-просветительского ликбеза. Однако таким советское кино стало далеко не сразу.

В первые годы советской власти из-за гражданской войны кинопроизводство наладить было очень сложно. Киностудии принадлежали частным владельцам. 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в Советской России. Этот день считался днём рождения советского кино. С 1980 года 27 августа отмечается профессиональный праздник кинематографистов.

Первые фильмы этого периода были посвящены в основном идеологическим сюжетам и представляли собой некие киноплакаты. Полнометражных фильмов тогда ещё было мало: сказывалось старое видение кино как дешёвого балаганного зрелища. Но очень скоро в мире поняли, что дешёвое зрелище может нести в себе сокровище подлинной культуры. Уже в 1919 году на советских киноэкранах появились экранизации произведений Горького, Тургенева, Шолом-Алейхема, Джека Лондона. Со временем полнометражное кино стало привычным. «Великий немой» официально стал «десятой музой».

В начале двадцатых годов начинается НЭП, и снова появляется возможность создавать киностудии для частных владельцев. Кино превращается в доходное дело, снимается много дешёвых кинофильмов, из которых сохранились немногие. В это время власть ослабляет идеологический контроль, и огромное количество лент носят просто развлекательный характер. Можно считать, что в целом кинопроизводство времён нэпа напоминало кинематограф дореволюционной России. Однако пока на экранах всё же доминировали зарубежные киноленты. Среди мировых звёзд — Дугласа Фэрбенкса, Мэри Пикфорд, Макса Линдера, Чарли Чаплина — было нелегко разглядеть кого-то отечественного. Тем не менее уже в это время создаются будущие гиганты советского кинематографа. Создаются киностудии в Москве и Ленинграде (будущие киностудии «Мосфильм», имени М. Горького и «Ленфильм»), в Одессе, Тбилиси и Ереване. Но пока кино немое. Из известных режиссёров этого периода можно назвать Якова Протазанова, начавшего режиссёрскую деятельность ещё до революции и снявшего ставшие популярными фильмы «Аэлита», «Закройщик из Торжка», «Процесс о трёх миллионах», «Праздник святого Йоргена». В этих фильмах явно выступают доходчиво поданные социальные мотивы. «Аэлита» считается одним из первых советских фильмов на научно-фантастическую тематику, хотя снята со значительными отступлениями от романа А. Н. Толстого. В 1925 году Сергей Эйзенштейн снимает фильм «Броненосец Потёмкин», который с тех пор считается одним из главных шедевров мирового кино. Его же картина «Октябрь», снятая к десятилетию Октябрьской революции, на долгие годы сделалась эталоном отображения революции в официальном советском искусстве. Появляется ленинградская экспериментальная группа ФЭКС, в которой сотрудничали Г. Козинцев, Л. Трауберг и другие. Они открыли много новых художественных приёмов, в будущем прочно вошедших в употребление отечественного кино.

В это же время с кинематографом начинают сотрудничать крупные деятели культуры. Известны две картины («Не для денег родившийся» и «Барышня и хулиган»), в которых главные роли сыграл поэт Владимир Маяковский. Самому Маяковскому принадлежит целый ряд киносценариев, многие из которых поставлены не были. Пишут киносценарии А. М. Горький, А. Н. Толстой, В. П. Катаев, Ю. Н. Тынянов, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров, Е. Шварц и другие. Так постепенно вырабатывается концепция советского кино как зрелища просвещающего, а не развлекающего. К началу тридцатых годов с концентрацией власти в руках Сталина и «закрытием» нэпа соответствующие изменения происходят и в управлении искусством. Вводится понятие социалистического реализма, который становится единственным признанным направлением в искусстве. Киностудии снова огосударствляются, и начинается новый этап развития советского кино, который хронологически совпал с появлением звукового кино. В СССР система записи звука в кино была создана П. Г. Тагером и А. Ф. Шориным в 1926 — 1927 годах. Именно на базе этой звуковой системы велось переоснащение старых киностудий и создание новых. Строятся киностудии в Киеве и Минске, Ташкенте и Душанбе, киностудия «Межрабпомфильм» преобразуется в «Союздетфильм» (впоследствии киностудия имени М. Горького»). Создаются специализированные студии документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов. Снимают фильмов в разы меньше, чем до этого, но под более тщательным партийным контролем и с более высоким бюждетом.

Первым советским звуковым фильмом была картина «Путёвка в жизнь». Звуковое кино коренным образом изменило концепцию киноискусства. Прежде киноактёры были, по существу, мимами, в чьи обязанности входила игра лицом, а владение художественным словом было необязательно. В новом кинематографе проявили себя театральные актёры — такие, как Э. П. Гарин, Б. Н. Ливанов, Н. К. Черкасов, Ф. Г. Раневская и другие. Профессии актёра театра и кино постепенно объединяются. Новый советский кинематограф черпает свои концепции в театре К. С. Станиславского. Кроме непосредственно идей служения революции, утверждаются коллективизм, гуманизм, оптимизм, высокая роль мысли, культуры, искусства. Категорически отметались мистика, пропаганда религии, крайний национализм, практически любые формы эротики, что должно было и ослабить некоммунистическое влияние, и застраховать от возможной пошлости. Фильмы сталинского времени знакомят зрителей с жизнью великих людей прошлого и героями революции и гражданской войны. Одним из наиболее ярких фильмов такого рода стала картина режиссёров Васильевых «Чапаев» по повести Д. Фурманова. Образ Чапаева на долгие годы вошёл во всенародную память как новый тип полководца из народной массы, а не аристократических кругов, и в чём-то заслонил собой реальную биографию Чапаева. Иногда известные художественные произведения подгонялись к понятиям коммунистической идеологии, трактовались с социальных позиций (как в фильме Л. Френкеля «Том Сойер»). Впервые всерьёз были поставлены задачи создания фильмов для детей. Многие из созданных в тридцатые годы детских фильмов были популярны и десятилетия спустя: «Новый Гулливер» А. Птушко, «Доктор Айболит» В. Немоляева, «Белеет парус одинокий» В. Легошина и другие. Следует отметить ещё немую научно-фантастическую картину 1935 года «Космический рейс», которая снималась при участии К. Э. Циолковского. В этом фильме были вполне реалистично предвидены многие детали будущих космических полётов. Во многом этот фильм послужил прообразом для многих фантастических повестей своего времени, и будущих фильмов в жанре космической фантастики.

Возможности звукового кинематографа привели к созданию музыкальных фильмов. Первым советским музыкальным фильмом, заслужившим широкую популярность зрителей, стала кинокомедия Г. Александрова «Весёлые ребята», в главной роли в которой снялись уже известный к тому времени эстрадный певец и руководитель «Теа-джаза» Леонид Утёсов, и Любовь Орлова, которая стала одной из самых знаменитых киноактрис своего времени. Музыку к фильму написал Исаак Дунаевский, впоследствии создавший в содружестве с Александровым целый ряд знаменитых музыкальных кинокомедий: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». Пишут музыку к кинокартинам крупнейшие композиторы — Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян и другие.

Во время Великой Отечественной войны многие киностудии из городов европейской части СССР были эвакуированы в Среднюю Азию. Там появились такие фильмы, как «Иван Грозный», «Два бойца», «Воздушный извозчик» и другие. В послевоенное десятилетие советское кино в связи с возрастающей в государстве политикой великодержавного консерватизма чаще обращается к образам прошлого. Создаются на новом уровне, уже на цветной плёнке, многочисленные исторические фильмы. Многие режиссёры обращаются к фольклору, среди них — А.  Птушко и А. Роу, известные сказочными фильмами по мотивам русского и мирового народного эпоса («Илья Муромец», «Садко», «Сампо», «Майская ночь» и другие). Развивается кинокомедия (фильмы «Кубанские казаки», «Запасной игрок», «Близнецы» и другие). Однако искусство кино по-прежнему сковано идеологическими рамками, многое не разрешается по причине «холодной войны». Противостояние социалистических и капиталистических стран, однако, помимо отрицательных черт, выявило также и положительные стороны советских фильмов, их гуманистическую направленность. К тому же следует учитывать, что съёмка фильмов в СССР была поставлена на основу плановой экономики, а значит, отсутствовали чисто коммерческие фильмы, которые составляли едва ли не основу существования кинопромышленности на Западе. В наших фильмах главенствовали идеи, смысл, сюжет, но не эффекты и не присутствие «звёзд» (что не мешало пользоваться лучшим киноактёрам всенародной любовью). Советский зритель был застрахован от халтуры коммерческой, но в то же время немало был вынужден терпеть халтуру идеологическую. Одной из главных установок этого времени было выражение: «Кино должно показывать жизнь не такой, как она есть, а такой, как она должна быть». Это совпадает с общей модой на классицизм советского общества того периода.

После смерти Сталина и прихода к власти Хрущёва начинаются определённые послабления власти в отношении к деятелям искусства. «Железный занавес» слабеет, советские фильмы принимают участие в международных кинофестивалях, где заслуживают высокие оценки. Многое в отношениях человека и государства в это время было пересмотрено. Началась так называемая «оттепель», и облик советского кино снова изменился. Становится очень пёстрым национальный состав советского кино: все союзные республики имеют собственные киностудии художественных фильмов, возникают разнообразные национальные школы, которые воспитали таких режиссёров, как Сергей Параджанов, Витаутас Жалакявичюс, Иван Миколайчук, Тенгиз Абуладзе, Эмиль Лотяну, Евгений Матвеев и других. Появляются новые жанры на стыке с документальным кино. Так, Александр Згуриди снимал художественные фильмы о животных («Белый Клык», «Лесная быль», «Слепая птица» и др.), Павел Клушанцев создавал научно-популярные фильмы с элементами фантастики («Дорога к звёздам», «Марс», «Луна»; художественный фильм «Планета бурь»). Фантастика стала полноправным жанром советского кино. Появляются фильмы «Тайна двух океанов», «Небо зовёт» и другие. Большим кассовым успехом пользуются детективные ленты, главным образом «шпионские», которые предстают одним из наиболее идеологизированных жанров. В качестве одного из наиболее успешных фильмов на криминальную тему можно назвать картину «Дело Румянцева» (1957). Создаётся много кинокомедий, среди которых можно самыми известными назвать фильмы «Карнавальная ночь», «Максим Перепелица», «Штепсель женит Тарапуньку» и другие. Развивается и жанр кино для детей, в котором продолжают создаваться многочисленные сказочные («Марья-искусница», «Новые похождения Кота в сапогах») и приключенческие фильмы, увеличивается число картин, где действуют юные современники в реальных ситуациях. Появляются новые фильмы о войне, в которых рассматриваются темы, о которых при жизни Сталина говорить вслух было невозможно («Баллада о солдате», «Чистое небо» и другие).

В таком виде советское кино подошло к шестидесятым годам. Это было время новых научных открытий, появления новой техники и связанного с этим радикального изменения быта. Изменился и кинематограф, у которого также появились новые возможности, в частности, широкоэкранная съёмка. Был создан Союз кинематографистов СССР. Изменились идеологические установки. С новым интересом кинематографисты создают фильмы о революции и гражданской войне. Так, в шестидесятые годы появляется целый ряд фильмов, в которых гражданская война предстаёт как бы сниженной, показанной с точки зрения не историка, а народной массы, причём популярным становится соединение историко-революционного жанра с приключенческим и комедийным. Это касается таких фильмов, как «Гори, гори, моя звезда», «Служили два товарища», «Белое солнце пустыни» и некоторых других. Других же режиссёров привлекает пафос мучительного создания нового общества, как в фильмах «Коммунист» или «На одной планете». Некоторые из фильмов этой тематики вызвали раздражение кинематографических чиновников и были выпущены в свет лишь в годы перестройки («Комиссар», «Первороссияне» и другие). В то же время в кино появляется мощный слой режиссёров, которые, формально следуя общему течению, сами коммунистической идеологии не разделяют. Одной из наиболее крупных фигур этого круга был Андрей Тарковский. Его фильм «Иваново детство» вышел на экраны без особых проблем, а следующий фильм «Андрей Рублёв» был выпущен со значительной задержкой и с купюрами, хотя уже демонстрировался на зарубежных кинофестивалях. Тарковский и ещё ряд режиссёров создают направление интеллектуального, философского кино, которое обращено как бы не непосредственно к зрителю, а в мировое пространство. Нарождающийся слой интеллектуалов, отделяющих себя от общества в целом, самоидентифицирует себя через такие глубокомысленные фильмы, наряду с авангардными течениям в других искусствах.

Ещё больше развивается и жанровый кинематограф. Появляются многочисленные фантастические фильмы: «Планета бурь», «Человек-амфибия», «Гиперболоид инженера Гарина», «Туманность Андромеды» и др.) Детские фильмы также приобретают новые черты, становятся более зрелищными, в частности, приключенческие ленты: «Неуловимые мстители», «Акваланги на дне» и другие. Сказочные фильмы обогащаются чертами условного искусства («Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Внимание! В городе волшебник», «Айболит-66» и др.) Появляются сказочные фильмы для взрослых — «Каин XVIII», «Старая, старая сказка». Выходят также на экраны многочисленные детективные фильмы, пока всё ещё эксплуатирующие тему шпионажа, но иногда уже касающиеся работы милиции. Появляются совместные кинопостановки с зарубежными студиями. Выходит много экранизаций литературной классики, из которых самой значительной является фильм Сергея Бондарчука «Война и мир», съёмки которого велись около семи лет. Появляются как дань времени фильмы о работе учёных («Девять дней одного года», «Барьер неизвестности»). Снимаются многочисленные лирические фильмы: «Коллеги», «Приходите завтра», «А если это любовь?» и другие.

Однако подлинной квинтэссенцией этого времени становятся кинокомедии, поскольку именно в жанре кинокомедии дозволялось многое из того, что было невозможно показать в «серьёзном» фильме. Кроме того, именно шестидесятые годы были временем наиболее оптимистического мироощущения советских людей. Становятся известными имена режиссёров Леонида Гайдая («Деловые люди», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница»), Георгия Данелии («Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй»), Эльдара Рязанова («Девушка без адреса», «Человек ниоткуда», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи»). Возникает жанр лирической комедии («Я шагаю по Москве», «Девчата», «Зайчик») и комедии фантастической («Формула радуги», «Человек ниоткуда», «Последний жулик»). Популярны кинокомедии разных союзных республик — эстонская «Укротители велосипедов», украинская «Королева бензоколонки», немного позже — таджикская «Белый рояль» и другие. Собирают крупные кассы как не несущие особой идейной нагрузки фильмы («Полосатый рейс», «Семь нянек»), так и резко критические комедии («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Тридцать три»). Но не всем из них везёт одинаково: фильмы «Человек ниоткуда», «Тридцать три», «Формула радуги» по идеологическим соображениям были надолго выведены из кинопроката (вернее, задвинуты на последний план, хотя не были запрещены официально) и вернулись к зрителям только в конце восьмидесятых годов.

Как правило, во многих этих фильмах участвуют известные на весь Советский Союз актёры, среди которых Сергей Филиппов, Людмила Гурченко, Евгений Леонов, Надежда Румянцева, Юрий Яковлев, Алексей Смирнов, Анатолий Папанов и многие другие. Все эти артисты вышли из театра — к этому времени состоялось окончательное сляние профессий актёра театра и кино.   Популярными становятся драматические актёры: Олег Даль, Владимир Высоцкий, Василий Шукшин (который был также писателем и режиссёром и создал ряд фильмов, показывающих своеобразный взгляд на мир из русской глубинки со всеми её особенностями: «Живёт такой парень», «Печки-лавочки» и другие).

Гораздо большее число фильмов на тему особенностей национальных характеров появится в семидесятые годы, не слишком удачно названные временем застоя. После отстранения Хрущёва от власти новым руководством Союза были предприняты некоторые реформы, которые были призваны повысить уровень жизни, но не увенчались успехом из-за сопротивления правящей бюрократии. К началу семидесятых происходит сворачивание «оттепели» — частичный откат к старым идеологическим установкам. Поскольку во главе партии стоят люди, выдвинувшиеся во время Великой Отечественной войны, эта историческая тема становится одной из главных в кино как наиболее патриотическая. Подход к ней разный у разных режиссёров: так, если Сергей Бондарчук в фильме «Они сражались за Родину», Юрий Озеров в многосерийной киноэпопее «Освобождение» показывают исторический подход к событиям войны, то Леонид Быков в фильмах «В бой идут одни старики» и «Аты-баты, шли солдаты» показывает Великую Отечественную глазами рядового солдата. В фильме «Белорусский вокзал» показана судьба участников войны через десятилетия.

Некоторые фильмы заидеологизированы и содержат мало исторической правды. Особо следует отметить телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны» по роману Ю. Семёнова, в котором главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Его герой, советский разведчик под псевдонимом Штирлиц, стал как бы отечественным аналогом Шерлока Холмса, начав новый, более интеллектуальный жанр кинодетектива.

Именно семидесятые стали временем рождения советского телевизионного кино. Ещё в 1968 году начало свою работу созданное в системе Гостелерадио творческое объединение «Экран» — своего рода собственная киностудия Центрального телевидения. «Экран» снимает свои собственные односерийные и многосерийные фильмы (в том числе документальные и мультипликационные), а также занимается координацией производства телефильмов на других студиях СССР. К восьмидесятым годам будет создана сеть республиканских и региональных студий телевизионных фильмов, которые бесславно погибнут после распада СССР. Наиболее известными становятся многосерийные телевизионные фильмы детективного жанра: «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Рождённая революцией» и другие. Осваивает телевидение и жанр музыкального фильма («Приключения Буратино» Л. Нечаева, «Двенадцать стульев» М. Захарова и другие). Популярностью у юных зрителей пользуется телефильм Г. Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра» по роману А. Дюма с Михаилом Боярским в главной роли. На стыке комедии и фантастики снят музыкальный телефильм Л. Квинихидзе «31 июня» (по повести Дж. Б. Пристли). Возникает новое качество музыки к кинофильмам, которая становится самостоятельным произведением. Самые известные композиторы советского кино этого времени — Эдуард Артемьев, Андрей Петров, Александр Зацепин, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов, Геннадий Гладков, а также Гия Канчели, Евгений Дога и Свен Грюнберг.

В прокатном кинематографе семидесятых сохраняются те же жанры, что и в шестидесятые годы, но на общем фоне падения оптимизма: комедии (новые фильмы Гайдая, Рязанова, Данелии — «Двенадцать стульев», «Ирония судьбы», «Афоня» и другие), лирические и музыкальные картины («Романс о влюблённых», «Когда наступает сентябрь», «Эта весёлая планета»), фантастика («Молчание доктора Ивенса», «Солярис» по одноимённому роману С. Лема). Выдвигаются новые режиссёры, из которых наиболее популярным становится Никита Михалков, нередко выступающий и как актёр. Его фильмы главным образом несут историческую тематику. Это приключенческий фильм о гражданской войне «Свой среди чужих, чужой среди своих», мелодрамы «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по произведениям А. П. Чехова) и другие. Становятся объектом исторического кино и более близкие времена, как в фильме Д. Храбровицкого «Укрощение огня», посвящённом созданию советской космонавтики. Продолжается развитие и кино для детей. Снимаются многочисленные фильмы о жизни школьников, такие как «Точка, точка, запятая», «Ох, уж эта Настя», однако появляется и фантастическое направление в детском кино, в котором наиболее яркими становятся дилогия фильмов Р. Викторова «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», а также наполненный лиризмом телевизионный фильм «Приключения Электроника» по мотивам повестей Е. Велтистова.

Постепенно к восьмидесятым годам, чем больше происходит раскол между интеллигенцией и властью, тем больше возникает пропасть между зрителем и постановщиком. Всё больше и больше фильмов созданы в расчёте на чистое искусство или на рафинированную интеллигентную публику. Но тем не менее есть режиссёры, которым удаётся сочетать то и другое. Образцами таких фильмов могут служить комедии М. Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» и Э. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», снятые по сценариям Г. Горина.

В восьмидесятые годы появляется всё больше проблемных фильмов, посвящённых социальной тематике, несовершенству существующего общества, таких как «Остановился поезд» В. Абдрашитова, «Чучело» Р. Быкова. Социальные темы, проблемы глобального характера побуждают всё больше разных режиссёров обращаться к научной фантастике: это и «Сталкер» А. Тарковского (последний фильм, созданный им перед отъездом из СССР), и «День гнева» С. Мамилова, и другие. Самым значительным фантастическим фильмом этого периода является фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам», созданный по сценарию Кира Булычёва. В восьмидесятые годы Кир Булычёв — самый экранизируемый фантаст. Из фильмов, снятых по его произведениям, наиболее известным стал телевизионный фильм «Гостья из будущего» (режиссёр П. Арсенов) о приключениях девочки из XXI века Алисы Селезнёвой в конце XX века. Этот фильм надолго стал одним из самых популярных у советских подростков благодаря прекрасному образу Алисы, сыгранной Наташей Гусевой. Иногда «Гостью из будущего» называют прощальным всплеском гуманизма, имея в виду наступивший через несколько лет мрачный период советского кино. После начала перестройки кино получило право говорить о замалчиваемых ранее явлениях. Такими проблемными фильмами стали «Иди и смотри» Э. Климова, в котором зверства нацистов были показаны с непозволительным ранее натурализмом, «Забытая мелодия для флейты» и «Дорогая Елена Сергеевна» Э. Рязанова, в которых говорилось о необоснованных привилегиях для чиновников и моральной пустоте молодёжи, аллегорическая картина Т. Абуладзе «Покаяние» о разрушении духовности, которое несёт с собой диктатура, фильм-предостережение о гибельных последстиях ядерной войны «Письма мёртвого человека» К. Лопушанского и другие. Особняком стоит фантастическая комедия Г. Данелии «Кин-дза-дза», которая моделирует условное инопланетное общество, лишённое последних остатков человечности.

Ещё большее место, чем прежде, начинают занимать музыкальные фильмы, как правило, телевизионные: «Чародеи», «Формула любви», «Рецепт её молодости», «Сезон чудес», «Весёлая хроника опасного путешествия» и другие. Эти фильмы подвергаются постоянным нападкам за преувеличенную развлекательность и отсутствие идей.

Особое место в телевизионном кино по-прежнему занимает детективный жанр. Крупнешими работами в нём можно считать цикл фильмов И. Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с В. Ливановым и В. Соломиным в главных ролях, отмеченный в Великобритании как лучшая зарубежная экранизация этого произведения, политические детективы «ТАСС уполномочен заявить» по роману Ю. Семёнова и «Последний довод королей» по роману Ф. Нибела и Ч. Бейли.

Неустойчивость, политические кризисы в руководстве СССР в то время привели к появлению картин, которые ещё два-три года назад казались совершенно невозможными и недопустимыми. Появились фильмы, в которых говорилось о наркомании, о проституции, мафии и других позорных явлениях («Интердевочка», «Воры в законе» и другие). Всё это логическое следствие возобладавшего как народного, так и правительственного нигилизма, скатывания в потребительское общество. Создаются сюрреалистические картины («Асса», «Оно» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Город Зеро» и другие). На этом фоне весьма достойно выглядят выходящие в это время экранизации классических и современных произведений: «Узник замка Иф» Г. Юнгвальд-Хилькевича, «Конец Вечности» А. Ермаша, «Визит дамы» М. Козакова, «Убить дракона» М. Захарова и другие.

В ходе перестройки советская идеология размывается ещё больше. Возникают частные студии. Идеологический контроль пропадает полностью. Кино становится чрезмерно политизированным и коммерциализированным. После распада СССР киностудии лишатся государственного финансирования, и кино превратится в доходный бизнес, зачастую фиктивный. Главный парадокс девяностых и двухтысячных годов заключается в том, что зритель бывшего СССР выбирает не современное, а снятое в подцензурных условиях советское кино. Это закономерно, поскольку в СССР кино рассматривалось не только как орудие пропаганды, но и как искусство, а не товар, который следует спихнуть потребителю любой ценой. Как уже говорилось, кино капиталистических стран (в ряд которых и превратился Советский Союз) зачастую было суррогатом, не несущим кроме развлечения никакой духовной пищи. Фильмы же, снятые в советское время, учат человечности, справедливости, непримиримости ко злу и обладают более высоким художественным уровнем. Далеко не всё, что выходило в те годы, закрепилось в народной памяти, иногда вполне заслуженно. Время производит свой отбор, и старые советские фильмы продолжают жить своей жизнью, становясь частью классики мирового кинематографа.

 

Авторы статьи:

Никитина Ольга

Авербах Анатолий

Статистика


Счетчик тИЦ и PR



© 2009-2018 Хасаншин И.А.