ВКонтакте
Одноклассники
Мой Мир Mail.Ru
Twitter
Facebook

«Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, а я - иконы писать…»

«Почему я чувствую себя таким одиноким? Конечно, прежде всего, оттого, что я действительно одинок.

И всегда был одинок. И буду. Пора бы знать и не забывать этого»

«Я верю в наше кино, верю в наше искусство и не верю ни в какие кризисы, которые якобы потрясают искусство. По существу, искусство всегда потрясается, но не кризисами, а развитием»

Андрей Арсеньевич Тарковский

Андрей Арсеньевич Тарковский известен во всем мире, его знает каждый уважающий себя режиссер и кинолюбитель. Его фильмы были показаны в десятках стран и переведены на десятки языков. Его картинами вдохновлялись многие современники, его фильмы ценят огромное количество именитых режиссеров и сценаристов и в наше время.

Например, работами Тарковского восхищался итальянский режиссер Фредерика Феллини, а датский режиссер Ларс фон Триер считал Тарковского своим учителем, из-за чего посвятил ему свой фильм «Антихрист», который практически копирует кадры фильма «Зеркало». Дэнни Бойл считал Тарковского «Богом кинематографии» и говорил, что каждый должен хотя бы раз ознакомиться с его творчеством. Алехандро Гансьялес Инъяриту создавал «Выжившего», сразу сказав, что будет брать идеи для кадров из фильма «Иваново Детство». Имена последователей можно перечислять бесконечно, и все они говорят об одном – Андрей Тарковский стал незаменимой фигурой в истории кинорежиссуры.

Несмотря на то, что за свою карьеру режиссера Андрей Тарковский снял не так много фильмов, все они были созданы «с душой» и каждый из них был тепло принят как зрителями, так и критиками. Кинолента «Иваново детство» получила престижную награду «Золотой лев», фильм «Андрей Рублев» или «Страсти по Андрею», как Тарковский планировал изначально, получил приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале. На таких сайтах, как Кинопоиск, IMDb, Ivi зрители оценивают его фильмы на не меньше шести с половиной баллов из максимальных десяти.

Сами фильмы влияли на личную жизнь режиссера. На съемках своих кинолент Андрей Арсеньевич часто влюблялся в своих актрис, как это было с исполнительницей роли дурочки в фильме «Андрей Рублев» Ирмой Рауш и Ларисе Кизиловой, снявшейся в почти автобиографичной картине «Зеркало».

Особо бурную реакцию у зрителей вызывают картины «Ностальгия» и «Андрей Рублев». В этих картинах можно рассмотреть фирменный подчерк Тарковского – одиночество. Впрочем, в любом другом фильме знаменитого режиссера можно прочувствовать атмосферу одиночества и отчужденности главного героя от внешнего мира. За это, я считаю, зрители и любят эти фильмы, в то время как более опытные кинолюбители помимо атмосферы видят в фильмах Андрея Арсеньевича великолепную операторскую работу и тщательно прописанный сценарий.

После просмотра кинолент Тарковского зрителю может показаться, что он был знаком с автором всю свою жизнь, как будто в каждый из фильмов Тарковский вкладывал часть тебя. Создается впечатление, что режиссер проник в тайные уголки нашего сердца и вытащил на свет то, что мы даже не помнили о себе. Остается только рефлексировать по поводу увиденного и чувств, которые ты уловил при просмотре. Но что мы знаем о Тарковском как о личности? Как он создавал свои картины, которые даже в его время считались подлинным примером киноискусства? Что заставило его стать кинорежиссером, а не музыкантом, о чем он даже жалел в будущем? В чем смысл его кинокартин? В этой статье мы попытаемся в этом разобраться.

Знаменитый режиссер родился 4 апреля в 1932 году в селе рядом с городом Юрьевец в Ивановской области. Отец Андрея, Арсений, был известным поэтом. Арсений ушел из семьи, когда Андрею было три года. Несмотря на развод, родители ребенка сохранили общение. Матери не хватало денег на содержание семьи, что повлекло за собой тяжелое детство, о котором Тарковский говорил: «Это было тяжелое время… Не хватало отца и жить было трудно во всех смыслах». Тем не менее, он утверждал, что всем лучшим в жизни он обязан своей матери, Марии Юрьевне. Из-за деятельности отца молодой Андрей часто проводил время со знаменитыми поэтами того времени: Анной Ахматовой, Корнеем Чуковским, Борисом Пастернаком и другими.

В школе Тарковского мало интересовали естественные науки, хоть в начальных классах у него была хорошая успеваемость. Учился он с Андреем Вознесенским, известным поэтом в будущем. Позже Вознесенский создал и посвятил другу стихотворение «Тарковский на воротах», вспоминая их игры в футбол.

Молодой кинорежиссер получал разностороннее образование. Он ходил на занятия по рисованию в художественной школе и музыке в музыкальной школе. Несмотря на то, что дома не было инструмента, на котором он мог бы сыграть, Андрей учил новые сонаты прямо на занятиях и мог подобрать ноты мелодии на слух. Эти навыки позволили ему играть на школьных концертах. Позже Тарковский бросит занятия музыкой и в интервью скажет, что был не прав, прекратив свое обучение музыке, и что он очень жалеет об этом решении.

Если у читателей сформировался образ безобидного хилого мальчика, учащегося в школе только на «отлично», играющего на фортепиано по вечерам и идущего в школу в одежде на два размера больше него самого, то этот образ неверный. Андрей не был отличником. В восьмом классе у него было всего три предмета, за которые он получил «4». По остальным предметам были натянутые тройки, как и у всех школьных раздолбаев. Сестра Тарковского, Марина, вспоминала, что Андрей был похож на ураган из прыжков, кривляний, криков, удивительных идей и огромной энергии.

Когда Тарковский встал перед выбором, продолжать учиться в школе или уйти в колледж на актера, он выбрал последнее. Но, по настоянию своего отца он доучился и поступил в Московский институт востоковедения, который он покинул через год. Его отчислили за неуспеваемость в 1952 году.

Мать Андрея волновалась за будущее своего сына и видела в Москве угрозу, как и в обществе своего сына. Стремление вытащить Тарковского из «плохой компании» вылилось в участие будущего режиссера в экспедиции по сбору горных пород, где он работал коллектором на протяжении года. Экспедиция окончательно укрепила решение Андрея стать режиссером.

В 1954 году Тарковский поступил во ВГИК, где, еще студентом, он создаст несколько короткометражек, которые уже будут высоко оценены критиками. После были сняты такие картины, как: «Каток и скрипка» о дружбе музыканта и водителя катка, «Убийцы» по рассказу Эрнеста Хемингуэя.

Дебютный фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» с Анатолием Солоницыным в главной роли был создан по совету актера Василия Ливанова. Изначально картина должна была называться «Страсти по Андрею», но позже Тарковский, по настоянию художественного совета киностудии, поменял это название на то, каким мы его знаем сегодня. Сценарий к фильму разрабатывался совместными трудами самого Тарковского и его друга Андрея Кончаловского, еще одного знаменитого режиссера, автора таких фильмов, как «Рай» (2016 год), «Поезд-беглец» (1985 год), «Первый учитель» (1965 год), «Грех» (2019 год) и так далее. К слову, сам Кончаловский является братом другого знаменитого русского режиссера – Никиты Михалкова.

Процесс съемки шел на протяжении трех лет. За это время было отказано многим знаменитым актерам из-за того, что они были слишком популярны для роли, создано огромное количество декораций для более правдоподобного колорита старины, выбран наиболее подходящие для съемок города. Солоницыну пришлось соблюдать обед молчания, а остальные актеры в свою очередь постоянно получали ссадины, ушибы и даже переломы в процессе съемок. У киноленты была сложная судьба, его не хотели показывать из-за ряда замечаний в сторону сюжета и посыла фильма. Но после его получения престижной награды на Каннском фестивале, где зрители были глубоко впечатлены картиной, фильм был разрешен к показу в СССР, но в версии, короче оригинала на полчаса.

Чего стоит человеку сохранить свою душу, когда ценность чистой души падает день ото дня? Что должен сделать человек, чтобы не поддаться греху, обволакивающему его словно воздух со всех сторон? И, в конце концов, в чем главное, коренное отличие между добром и злом? Ответ на эти вопросы и пытается дать этот фильм. Или, как минимум, дает пищу для размышлений.

Следующей кинолентой Тарковского стало «Иваново детство». Этот фильм рассказывает историю о мальчишке, который потерял своих родителей во время войны. Сиротой он стал одержим местью фашистам и был готов отдать свою жизнь за победу над ненавистным врагом в лице Германии. В этом фильме война всегда происходит как будто на заднем фоне. Мы только слышим выстрелы и крики, но видим перед собой ребенка, создающего ловушку для врагов и мечтающего видящего сны, в которых он видит свою мать, которая кажется совсем живой. Часто в убежище солдат мелькает нацарапанная на стене надпись смертников, которых мы не увидим и каждому из которых, судя по этой надписи, не больше девятнадцати лет. Мы видим старика в рваной одежде, стоящего в разрушенном войной доме, но фильм обращает наше внимание на то, что он потерял свою старуху и отказывается верить в то, что ее навсегда забрала война. Даже ребенок по сравнению с этим стариком выглядит более взрослым из-за его отношения к сложившейся ситуации. В этом фильме ребенок часто выглядит более взрослым, чем те, кто в силу возраста сами считают его ребенком.

Сами кадры движения лодки в полной темноте среди сожжённых деревьев, где человек кажется таким маленьким и ничтожным, как и кадры висящих около озера трупов русских солдат на протяжении почти всего фильма говорят о том, что фильм хочет показать человека, страдающего от войны, его слабость и ничтожность его жизни.

Сны Ивана о счастливом детстве, где мама жива, как и его подруга, остаются единственным напоминанием, отголоском прежней, нормальной жизни для ребенка. Что чувствует ребенок, когда у него забрали его детство? Иван чувствовал ненасытную злость до самой смерти. Символично, что его убило именно то, что он хотел убить сам, как и то, что после смерти он встретился с матерью и своими друзьями на берегу. Тарковский так говорил о фильме: «В «Ивановом детстве» я пытался анализировать… состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребенка... Он [герой фильма] сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси».

Помимо сценария можно отметить и качественную операторскую работу, совершенную Вадимом Юсовым. Над знаменитой сценой поцелуя над оврагом пришлось потрудиться больше всего: камере требовалось изначально быть в воздухе, после чего плавно опуститься в ров и подняться на уровень глаз в один дубль.

Фильм «Иваново детство» оказался успешным, критики оценили его как «выдающийся фильм, кажущийся специфически русским».

После был выпущен фильм «Зеркало», который является в какой-то степени автобиографией уже знаменитого и признанного режиссера. Для этого фильма Тарковский привлек своего отца, чьи стихи в можно услышать в чтении автора, создал с нуля свой родимый дом, который в настоящее время является домом-музеем Андрея Тарковского, сам показался в кадре (снял свои руки) и много раз переписывал собственный сценарий.

Фильм построен на трех временах: до Великой Отечественной войны, во время Великой Отечественной войны и после Великой Отечественной войны. Сцены фильма не расположены в хронлогическом порядке, а наоборот, разбросаны как будто хаотично по всему фильму, составляя некий пазл из жизни Тарковского. Главного героя мы можем увидеть только в его детстве, в зрелом возрасте мы слышим только его голос. Возможно, автор хотел сказать этим, что его настоящее лицо осталось в детстве, сейчас мы можем услышать только его голос, и только в качестве его фильмов.

Фильм оставляет зрителя в глубоких раздумьях. Ведь, кроме сложного повествования он ставит не менее сложные вопросы о том, как правильно поступить, когда от тебя требуют того, что ты не в состоянии осуществить. Главный герой теряет связь со всеми своими близкими людьми. Он разругался со своей матерью, развелся с женой и даже его собственный сын не стремится поддерживать с ним контакт, отказываясь уходить к нему жить даже по выходным. Тщательно проанализировав фильм, можно понять причины сложившейся ситуации, как и то, что Андрей Тарковский буквально рассказывает нам собственную историю жизни и одновременно с этим спрашивает, как ему быть. Сцена маленького ребенка в углу разрушенного дома лично на меня произвела сильное впечатление, хоть я и не сразу понял всю суть. Детство Андрея осталось в том самом сгоревшем доме, и детство это останется несчастным навсегда, ведь нанесенные раны слишком глубоки, чтобы зажить без следа.

Следующим значимым фильмом в кинокарьере Андрея Тарковского мы рассмотрим «Сталкер», созданный по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине». Лично я смотрел «Сталкера» не раз. Я перебрал сотни вариантов смысла, выраженных как в рецензиях на картину, так и моих собственных. Я пришел к выводу, что этот фильм универсален. Он предлагает некую метафору на всевозможные варианты поиска человеком своего счастья. Что не подставь - всё можно вписать в аналогии по фильму.

Наркотики - слишком узкая сфера для такого фильма, богатого смыслом и шикарными диалогами героев. По мне, так зона олицетворяет систему ловушек на жизненном пути человека, особенно в моменты, когда кажется, что удача или результат так близок и очевиден (в 200 шагах по фильму). Но только опытный проводник знает, что путь к успеху лежит через множество незаметных неподготовленному взгляду ловушек. Как и в жизни, мы не можем их предугадать, и потому, нацелясь на результат, видим лишь прямую дорогу.

Исполнение желания по фильму, это познание истины в жизни. Но какой именно истины? У каждой своей цели, и тот, кто удачно проходит сложный путь до цели - познаёт истину достижения своей цели. Автор пытался затронуть абсолютно все методы расширения сознания (намеки на наркотики). Грамотность (ученого) и безалаберность(писателя) героев, социальные помехи (скрытие и охрана зоны полицейскими), мешающие человеку уйти от повседневных проблем и заняться поиском истины. Обратите внимание, что акцент сделан на то, что "ждать нельзя, так как здесь всё меняется каждую минуту" и "назад не возвращаются". Автор прямо указывает на неизбежность выбора и сделанный выбор. То есть, когда ты идешь к цели, ты каждый раз стоишь перед выбором варианта решения очередной проблемы на твоем жизненном пути. Ждать нельзя, так как время против нас, зачастую сами условия решений сложившейся ситуации постоянно меняются. Если ждать и не сделать выбор, то ты так и останешься мечтателем, не сдвинувшимся с места. Сделал выбор – значит, назад дороги уже нет.

Хочешь быть специалистом? Учись, не отступай, не затягивай, ибо всему свое время.

Хочешь быть успешным бизнесменом? Пожалуйста-бери кредит и вляпайся через 200 шагов, как писатель на его «коротком пути» к истине, или грамотно пройди все этапы, реши проблемы и узнай ответы на те вопросы, задать которые ты боялся.

Тем не менее, Сталкер, как мне кажется, вёл Ученого и Писателя в комнату в надежде на то, что они сами её создадут, поверив в возможность существования таковой. Он же в конце фильма и говорит: "Они же ни во что не верят!" и жене говорит: "Нет, не поведу я тебя, вдруг у тебя тоже не получится". Всеми этими гайками, бинтиками и "ловушками" (действие которых кстати на протяжении всего фильма в принципе никак не проявилось), Сталкер создаёт писателю и ученому среду, в которой должно было пробудиться некое божественное, творящее начало внутри них самих. И они бы сами были в состоянии создать эту комнату. Сталкер говорит: "Но всякий раз она такая какой мы сами её делаем, своим состоянием". Вот и состояние Ученого и Писателя, на что надеялся Сталкер, должно было приблизиться к такому, которое бы создало комнату. Но писатель и ученый не согласны, как выясняется, идти до конца. Их земные страсти (не духовная энергия, а лишь трение между душой и внешним миром) поглощают их, погружая в ненужные раздумья и сомнения по поводу истинности всего происходящего. Таким образом эти двое врезаются в стену мироздания, построенную ими же внутри них самих. Поэтому у них и не получается прорваться в заветной комнате, в которой возможно всё. Хоть они и добрались до нее. Писатель находит пузырьки со снотворным, а Учёный - телефон. Только эти "чудеса", "акты творения", которые действительно имели места и были теми единственными чудесами в фильме (не считая дождя в комнате), но оказались самым малым из того, чего ожидал от своих проводимых Сталкер.

Тарковский, мне кажется, в фильме стремился показать, что это не чудо невозможно. Это человек, будучи источником всех чудес, вырастил себе огромную броню от порождаемых им же призраков, через которую теперь не может продраться к тому чудесному и прекрасному, что может вдохновить его. "Чудо - вне эмпирики" - говорит Писатель. «Как только мы видим чудесное - мы спешим к нему с линейкой и калькулятором». «Выкапывал то я истину, а выкопал кучу... не скажу, чего…»

У «Сталкера», как и другие фильмы Андрея Арсеньевича, была сложная судьба. Его пришлось переснимать три раза. Сначала фильм признали некачественным из-за низкого качества съемочной пленки и уничтожили, второй раз фильм был потерян в лаборатории «Мосфильма». В третий же раз фильм был высоко оценен на Каннском фестивале.

В 1970 году Андрей Арсеньевич приступил к созданию своего очередного фильма «Солярис», основанного на одноименной повести писателя Станислава Лема. В ходе создания киноленты режиссер поругался со Станиславом. Лем решил, что Тарковский сделал его историю слишком философской, сравнивал его сценарий с романом Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Но лично я при просмотре увидел несколько другую аналогию. Этот фильм не "Преступление и наказание" Достоевского, как сказал Станислав, и не совсем про очищающий стыд. Стыд может только обозначить саму проблему, но далеко не решить её. Это, скорее, фильм про покаяние, а это несколько другая материя. Это не то покаяние, которое мы говорим в церкви через стенку или как индульгенция за поставленную свечку в храме. Это определенная внутренняя работа, когда надо настолько глубоко посмотреть внутрь своей души и принять всё, что там способен увидеть, что это становится крайне сложной задачей. Именно это и есть то, что очищает. К примеру, очищающие слезы Криса, когда мать моет его грязную руку. Сцена показывает, что он осознал, что он не успел дать чего-то очень важного для своей матери. Или заключительная сцена, где Крис припадает к ногам отца, созданного Солярисом (как творение наиболее доступное и понятное для простого смертного, и как контакт с тем высшим разумом Соляриса). Это более глубокое понимание библейского сюжета "Возвращение блудного сына", как возвращение заблудшей души к своему богу-отцу. Кстати, важно обратить свое внимание на то, что отец с Соляриса отличается от того "земного" отца. Тарковский очень внимателен к мелочам и потому его надо смотреть, отдавая фильму всё внимание, "без попкорна и кока-колы".

И в поведении прагматика Сарториуса что-то меняется в поведении к концу фильма. Он становится менее многословным; более задумчивым. Значит, было что-то, что тронуло и его.

Фильм говорит о том, как человеку порой сложно остаться собой в трудной ситуации.

Позже Андрей Тарковский, уже имеющий статус классика режиссуры при жизни, уедет за границу снимать такие фильмы, как «Ностальгия», «Жертвоприношение» и другие. Его кинокартины продолжат высоко оценивать зарубежные критики, но на Родине мнение к нему изменится в негативную сторону. Ему запретят возвращаться обратно в СССР, и он так останется жить на чужбине, где он и умер от болезни.

Несмотря на то, что Андрей Тарковский не стал ни художником, ни музыкантом, в своих фильмах ему удалось реализовать все свои творческие навыки. Он не только предложил абсолютно неизведанное, чисто живописное единство формы и содержания, не только установил новую планку для всего кинематографа как для вида искусства, но и — практически единственный — дал в своём творчестве адекватное предложение того, как, несмотря на всё происходящее в мире, можно всё-таки как-то продолжать жить, что-нибудь делать, к чему-то стремиться. Даже спустя столько лет его отсутствия в нашем мире, его творчество остается актуальным и будоражит умы как простых любителей кино, так и опытных киноделов, становясь для них примером качественной работы в создании кино.

Автор статьи: Маслов Максим Алексеевич

Статистика


Счетчик тИЦ и PR



© 2009-2020 Хасаншин И.А.