ВКонтакте
Одноклассники
Мой Мир Mail.Ru
Twitter
Facebook

«Если рабочие смеются, значит будет смеяться вся страна!»

Леонид Иович Гайдай

Леонид Гайдай (родился 30 января 1923 года) снимал самые уморительные советские кинокомедии. Он рассмешил практически каждого кто смотрел его фильм, они буквально падали со стульев и в кинозалах и дома перед телевизором от каждой даже незатейливой шутки. Персонажи его фильмов немедленно становились героями анекдота, а сами картины расходились на цитаты. Вдвойне поразительно, что в быту режиссёр словом человек не очень приветлив, улыбчивым и даже скучным местами. Он старался как можно дальше держать от гламурных кинотусовок. Его, в отличии от многих иных звёзд отечественного кино, мало кто знал в лицо. И вообще, как удавалось снимать такое смешное кино человеку, который никогда не смеялся. Леонид Иович всегда разбивал тарелку перед началом съемок. Однажды тарелка не разбилась, съемки отложили. Еще он верил в мистическую силу черных кошек, считал: они приносят удачу. В семье простых железнодорожных служащих, проживающих в Амурской области, 30 января 1923 года на свет появился мальчик. Назвали его Леня, детство и юность его связаны с Иркутском, куда перебрались его родители. Именно в этом городе 21 июня 1941 года он окончил школу. Началась война. И в это трагическое для страны время Леонид не хотел оставаться в стороне, он записывается добровольцем на фронт, но его не берут из-за возраста. В этом время в Иркутск эвакуируют театр сатиры и молодой человек устраивается туда осветителем. Спустя год Гайдая всё же призывают на службу, но отправляют в тихое место, в Монголию объезжать лошадей для фронта. Леониду была в тягость тыловая служба, он рвался в бой. Юношеское рвение не осталось незамеченным, после окончания полкового училища, в звании сержанта, его отправляют на Калининский фронт командовать отделением. Здесь же выясняется, что Гайдай, хоть и на школьном уровне, знаком с немецким языком и его отправляют в разведку. Не единожды молодому бойцу приходилось отправляться за «языком» (за информатором, которого нужно было взять в плен). 20 декабря 1942 года Леонида награждают медалью» За боевые заслуги». Он заслужил её когда в боях за деревню Енкино уничтожил троих солдат противника и их огневую точку. А уже спустя три месяца Гайдай получает серьёзное ранение ноги подорвавшись на противопехотной мине. Врачам, после пяти хирургических операций, удалось спасти ногу. Пробыв несколько месяцев в госпитале и идя на поправку, Леонид создаёт из сотрудников и больных труппу, они ставят водевили по Чехову и выступают с концертными программами, тем самым поднимая боевой дух товарищей. Но врачебная комиссия выносит свой вердикт: «К строевой службе не годен.» Так закончились фронтовые будни Гайдая.

Шли съемки последнего фильма Леонида Гайдайа «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (апрель 1993 года). Режиссёр явно был чем-то недоволен, впрочем, помалкивал, только мрачнел всё больше и больше, а потом и вовсе остановил оператора и вышел из студии. И отважился пойти за ним только один человек, исполнитель главной роли Дмитрий Харатьян. И Гайдай вот что сказал: «Я хочу снять идиота. Мне интересно снять что-то серьезное, а то всё комедия да комедия». Это было невероятным откровением, создатель блистательных комедий, великий режиссёр вдруг признается, что всю жизнь занимается не тем, о чем мечтал.

Гайдайа можно смело назвать авторским режиссёром, так как он делал так фильмы, как никто не делал. У него был дар такой как эксцентрическая комедия. Это очень сложно, это нужно было обладать своим особым взглядом на мир, чем как раз Леонид Иович обладал. Картина отличалась абсолютно от всего, что делалось в мире. Как не парадоксально его путь в комедию начинался с драмы. Первым фильмом выпускника отличника сталинского стипендиата была картина «Долгий путь» (5 декабря 1956 год) про политических ссыльных царских времён. Вообще Гайдай уж чего-чего, а комедии снимать точно не собирался. Да и быть режиссёром тоже не хотел, только актёром, но на актёра его не взяли, а на режиссёрский приняли, так как фронтовик. Он ушёл на войну осенью 19941 года в 18 лет. Ходил в разведку, бросал гранаты, брал в плен собственными руками фашистов. И рана, получившаяся на войне задев леску, что в дальнейшем привело к взрыву мины. Всю последующую жизнь эта рана причиняла ему боль в ноге и ходил он с деревянной тростью. Каким был этот парень до войны и ранения, но теперь мы вряд ли что-нибудь про это узнаем. А вот студенты Гайдайа запомнили его неулыбчивым, мрачным и упрямым, таким он и оставался всю жизнь. Его самой высокой оценкой, можно сказать «топ», в плане юмора это были его слова: «Угу, смешно» - это значит, что он смеялся до слёз.

Получив наставление Михаила Ромма снимать комедии, Гайдай мрачно и обреченно отправился к руководству «Мосфильм» за новым сценарием. Глава Мосфильма что-то разглядел в молодом и неулыбчивом режиссёре и вручил сценарий «Жених с того света» (1958 год). Это было удивительно, Гайдай на съёмках чувствовал себя, как рыба в воде. Бурливший где-то в глубине талант вырвался на волю. У 34-летнего режиссёра получалось всё с одного дубля и ему скорее всего это нравилось, хотя никак и не проявлялось внешне. Гайдай был уверен, что эту высоту он взял, снял комедию. Теперь можно было заняться чем то серьёзным. И тут что называется грянул гром. Так как руководство тогда всего боялось, они заставляли Леонида Иовича выкинуть один эпизод, выкинуть целиком второй эпизод, сократить третий и в результате из полнометражного фильма получился пяти-частёвый небольшой фильм. Однако Гайдай это выдержал, у него была цель – основательное, глубокое, драматическое кино. И сценарий подвернулся правильный, идеологически выдержанный «Трижды воскресший». За эту картину Гайдайа не критиковали и только из-за того, что её почти никто не заметил. Режиссёра накрыла чёрная тоска, может он вообще занимается не своим делом. За комедии его ругают, серьёзные фильмы получаются один другого хуже. И он взял длительный отпуск. Там ему пришло будто озарение, он понял, что он снимает. Ни один совет не придерётся.

Если бы не хитрость Леонида Иовича, то в его комедии «Бриллиантовая рука» мы бы не увидели много моментов, которые советская цензура хотела вырезать. Но режиссер в конце фильма добавил сцену ядерного взрыва и сказал комиссии, чтобы вырезали все, что угодно, кроме этого взрыва. В Госкино согласились оставить все не понравившиеся им сцены, если взрыв вырежут. В итоге эта детективная комедия была признана зрителями лучшей отечественной комедией века. Леонид Гайдай часто использовал разные уловки, чтобы провести мимо цензуры сцены, которые были неприемлемыми для руководства Госкино того времени. Например, в легких эротических сценах он показывал героинь не в нижнем белье, а в купальниках. У Леонида Иовича было прекрасное «чутье» на актеров. Он начал снимать никому неизвестного циркового клоуна Юрия Никулина, на роль Шурика также взял неизвестного Александра Демьяненко, а для «12 стульев» отказал таким именитым актерам, как Евгений Евстигнеев и Александр Миронов, в пользу опять-таки неизвестного Арчила Гомиашвили. Всех этих актеров он впоследствии сделал звездами советского кинематографа. Гайдай сам нередко снимался в своих фильмах. Как правило, это крошечные эпизоды, но в «12 стульях» режиссёр снялся в роли Варфоломея Коробейникова — просто он не смог найти подходящего актёра на эту роль.

Получив одобрение от своей жены, Гайдай сел писать сценарий немой комедии и своё творение он назвал «Пёс Барбос и необычный кросс» (18 октября 1961 год). В этой короткометражке впервые появилась компания жуликов, ставших самой популярной троицей советского кино. Причем на роль Балбеса изначально планировались Сергей Филиппов и Борис Новиков, но Вицин предложил режиссеру рассмотреть кандидатуру клоуна из цирка на Цветном бульваре. Увидев Никулина, Гайдай без промедления взял его в кино. Режиссер хотел добавить внешности Никулина какую-то деталь и решил наклеить ему огромные ресницы, чтобы во время хлопанья глазами его лицо выглядело еще смешнее и глупее. Вместе с актерами снималась дворняга по кличке Брех, у которой уже был опыт «лицедейства». Собака хоть и была послушная и выполняла многие команды, все же иногда усложняла жизнь съемочной группе. То уронит «динамит», то убежит в лес, то поднимет лапу у пенька, то гавкнет на Моргунова (он со своим неуживчивым характером сразу не понравился Бреху). Из-за этих актеров приходилось много бегать, пленка расходовалась, дубли часто не получались. Во время съемок произошло ЧП с Никулиным. В сцене, где он катится с горы, превращаясь в снежный ком, использовали огромный шар из папье-маше. После того как он врезался в дерево, съемки останавливали, вместо него лепили настоящий снежный ком, внутрь помещали Никулина и взрывали, включив кинокамеру. В первом дубле пиротехники переборщили со взрывчаткой, и в итоге рвануло так, что актер едва не потерял сознание и не смог сам выбраться. В следующем дубле уже получилось, как надо. В фильме видны оба дубля.

Мосфильмовские редакторы увидев такой сценарий обомлели и в один голос сказали: «Нет! Мы что, возвращаемся к чаплинскому кино?». И снова за Гайдайа заступился Иван Пырьев: «Пусть снимает, посмотрим». На новую работу режиссёр пригласил уже проверенного Вицина и подобрал ему друзей браконьеров Никулина и Моргунова. Так начался звёздный путь Гайдайа комедиографа. В 1961 году «Пёс Барбос и необычный кросс» номинировали на Золотую Каннскую ветвь, за лучший короткометражный фильм. Гайдай в самый разгар съёмок остался без композитора, а для человека, который жир и работал по чёткому графику это было ощутимым ударом.

Союз сценаристов Мориса Слободского и Якова Костюковского с Гайдай сложился на «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Сценарий писали втроём собирались у дома Слободского. После того как Брежнев позвонил и похвалил фильм «Кавказская пленница» можно сказать, что Гайдай был дал зелёный свет и останавливаться он не собирался. Сценарий «Бриллиантовая рука» он писал практически год, потом стали готовиться к съёмкам, параллельно шёл кастинг и рисовались раскадровки. Он не мог начать работу пока буквально весь фильм не представится у него в голове и самым тщательным образом обрисован. Оператор даже был вынужден учиться плавать с аквалангом, так как съёмки проходили под водой. И всё же руководство Мосфильма «бриллиантовая рука» приняло прохладно. Миронов кривляется, Николин мог бы сыграть по острее, Светличная слишком соблазнительная. Фильм стал Лидером советского проката в 1969 году, его посмотрели почти семьдесят семь миллионов зрителей и занял третье место среди двадцати самых кассовых картин за всю историю советского кино. Сцена со словами «Огласите весь список, пожалуйста!» основана на реальной истории, случившейся с Гайдаем во время его армейской службы в Монголии. Тогда в часть приехал военком и тоже спрашивал: «Кто в артиллерию? Кто во флот?» Будущий режиссер на все вопросы отвечал: «Я!» Военком разозлился и крикнул: «Да подождите вы, дайте огласить весь список!» Кстати, вопреки слухам, персонажа, который просит огласить весь список, сыграл не Гайдай, а один из актеров массовки, слесарь Олег Скворцов. Во время съемок «Операции „Ы“» многие комичные сцены были придуманы актерами прямо во время съемок. Так, по задумке Никулина, после ранения в грудь у его персонажа потекла не «кровь», а красное вино. Сцена со скелетом и щелкающими зубами тоже была сымпровизирована Никулиным.

После фантастического триумфа фильма «Бриллиантовая рука» (28 апреля 1969 год), Гайдай решает взяться за старое. Он решает снова снять серьёзное кино. Между сценаристами появляются разногласия, что экранизировать дальше. Слободской и Костюковский были уверены, что не нужно браться за классику им хотелось сочинять что- то современное, а Леонида Иовича потянуло на экранизации Булгакова, Зощенко. И на этом тоже разошлись, они сказали, что не готовы переписывать великих писателей. Однако Гайдай не отступает и пробует поработать с произведениями может и не слишком серьезными, но проверенными временем. Единомышленником режиссёра в этом творческом поиске стал сценарист Владлен Бахнов. С ним Гайдай снял «12 стульев» (21 июня 1971 год), «Не может быть!» (23 октября 1975 год), «Иван Васильевич меняет профессию» (июнь 1973 года). И Костюковский говорил, что для него самый любимый фильм — это «Иван Васильевич меняет профессию» он ставил выше этот фильм, чем свои собственные три шедевра, которые они сделали вместе. «Иван Васильевич меняет профессию» стал последним триумфом Гайдайа, после этой картины режиссёра будто подменили.

Главное достоинство этого фильма - грандиозный легкий юмор, который отлично передается через игру актеров. Практически каждая фраза приобрела культовый статус, эти высказывания ушли в народ. И спустя десятилетия люди продолжат их использовать. Тот юмор не имеет ничего общего с нынешним, который нам преподносят последние годы с экранов. Здесь нет пошлости, шуток ниже пояса, какой-то злобы. В этом фильме юмор гениален и уместен. Фильм прекрасен тем, что над ним работали профессионалы комедийного жанра. Режиссер Гайдай известен многими своими фильмами, он имеет свою манеру, его фильмы угадываются. Он создал прекрасную атмосферу в этом фильме, зарядил его своей энергетикой. Актеры просто шикарны. Каждый. Вплоть до тех, кто играл стрельцов и корчил различные гримасы. Но самый колоритный, конечно же, великолепный Юрий Яковлев. Ему довелось сыграл две роли: Ивана Васильевича, обычного гражданина Советского Союза, и Иоанна IV, царя, властного и матерого мужчину в годах. Эти образы удались Яковлеву великолепно. Почему? Для меня ответ простой. Когда я видел этот фильм в детстве, то был уверен, что двух этих персонажей играют разные актеры. Чем не доказательство гениальной игры? Демьяненко, как всегда, хорош. Его герой старается помочь, входит в ситуацию, действует решительно. Прекрасна и Селезнева. Ей достался образ женщины-изменницы, которая мечется и не может сделать выбор. Куравлев же олицетворяет преступность. Вот он, вор и мошенник, кто наживается на кражах. Интересно наблюдать, как он выходит из смертельных ситуаций вместе с Иваном Васильевичем из настоящего. Весь этот актерский состав создает удивительным тандем, на который приятно смотреть.

После всех фельетонов про злосчастную троицу мелких преступников и сборника новелл («Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), Мастер советской комедии все же решает выпустить полноценную картину с проработанным сюжетом (благо, с характерами персонажей детально разбираться не пришлось). Целостная история переносит нас на юг Советского Союза, где многим уже знакомый и полюбившийся студент (а теперь и фольклорист) Шурик, собирает у местных под карандаш былины, сказания и, конечно же, тосты. Куда уж без них на Кавказе. Нужно ли говорить, что темпераментный и «горячий» горный народ принимает гостя как подобает обычаям, поит вином и угощает шашлыком, подогревая молодого исследователя огромным культурным багажом и настоящей влюбленностью. Важно отметить, что феномен и успех Гайдая в немалой степени зависел и от действующей цензуры, «благодаря» которой приходилось менять события, имена и диалоги. Именно эти обходные и местами гениальные манёвры привели к тому, что сейчас с гордостью можно назвать настоящим русским достоянием. Всё те же «сложные» и визитные персонажи Леонида Иовича, ставшие в народе нарицательными, предстают в привычном (для знакомого с ранним творчеством режиссера зрителя) амплуа. Не смотря на все те распри в реальной жизни (а Никулин, Моргунов и Вицин были отнюдь не друзьями), актёры показали настоящий профессионализм, а Юрий Владимирович, в данном случае, поставил окончательную точку в подтверждении собственной гениальности как настоящего служителя Талии. Ну и, собственно, нельзя обойти стороной и неподражаемых Владимира Этуша и человека с непроизносимой фамилией Фрунзика Мкртчана. Их герои (Саахов и Джабраил) привнесли в работу большую долю аутентичности и самобытного и тонкого юмора, что прекрасно разбавляет уже поднадоевшие погони и периодическую глупость протагониста. Находясь уже на вершине успеха, безумно радует, что Гайдай не останавливается на старых лаврах, а развивает Собственное кино. Представленная работа - качественный, летний и искренне смешной фильм, после которого действительно так и тянет выпить хорошего вина, которое, к сожалению, сейчас найти очень и очень трудно.

«Бриллиантовая рука» заняла 1 место в рейтинге самых лучших советских кинофильмов по опросу, проведенному в 1995 году к 100-летию кино. В рейтинге самых кассовых фильмов комедия на 3 месте, она уступила только боевику «Пираты 20 века» и мелодраме «Москва слезам не верит», работу посмотрело около 77 млн соотечественников. Если же оценивать по кассовым сборам только комедийные работы, то и там «Бриллиантовая рука» на 1 месте. Художественный совет, выпускавший кинокомедию в свет, был настроен почти негативно: лента казалась слишком легкомысленной и претерпела много поправок. Но пресса, как и зрители остались в восторге. Из-за "легкомысленности" самого жанра у картины нет ни одной награды высокого уровня, но Гайдаю и Никулину были вручены Государственные премии РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) за "участие в создании комедий" в 1970 году. Отсутствие значительных премий не сделал киноленту менее востребованной, зрители давно проголосовали за нее сердцем, а это лучшая награда в творчестве. Величайшую комедию смотрю каждый год, пересматриваю. Искрометный юмор, неординарные актеры, незабываемая сюжетная линия заставляют пересматривать фильм каждый год в очередной раз. Фильм, снятый в разных местах, в разное время очень грамотно смонтирован великим Леонидом Гайдаем. На экране он сделал потрясающую историю про бриллианты, спрятанные контрабандистами в руке, которую хочется видеть каждый год в своем телевизоре. Смотришь вроде уже знаешь все, но все равно как-то свежо и прелестно на экране. Фильм радует и не надоедает. Наизусть выученные фразы все равно заставляют смеяться вновь и вновь, как в первый раз и по-новому. Недавно я задался вопросом, на каком одном актере держится фильм. Кого нельзя ну никак выкинуть из фильма. Раньше я думал всегда, что фильм держится на Юрии Никулина и сюжетной лини вокруг него. Сегодня смотря фильм, я вижу другое, что фильм выстроен вокруг Андрея Миронова, именно его игра и делает фильм таким незабываемым, все его появления настолько безупречны и гениально сыграны, что диву даешься. Фильм, на мой взгляд, не стареет благодаря именно его игре, его шуткам, его мимике и эмоциям, его образу такого удалого чудаковатого неунывающего афериста, который может выйти из любой ситуации.

1977 год Гайдайу уже 54, и он максимально приблизился к своей самой сокровенной мечте – снять большое серьезное кино. Фильм «Инкогнито из Петербурга» (17 июля 1978 год) по Гоголевскому «Ревизор». В пьесе смешной, но отнюдь не легкомысленной. Совет пришел в ужас, а Леонид Иович с трудом сдерживал ярость. Киношные чиновники, которые по всему искали любой повод, чтобы придраться, заявили, что главный герой не должен столько пить. Вердикт – переснять и перемонтировать ключевую сцену. Герой должен по-Гоголевски безудержно врать, но не с пьяни, а просто так, и после одной рюмки отключиться. Фильм заставили переснять, переозвучить, искромсали выбросив целые эпизоды, картина превратилась в нечто бесформенное, слишком логичное, где уж точно не было ни Гоголя, ни Гайдайа. И ему дали четвёртую категорию. Четвёртая категория ля советского фильма означала однозначный приговор, «Инкогнито из Петербурга» тихо и незаметно прошел по кинотеатрам, критики сравнивали его с Иваном Васильевичем и делали скорбные выводы. Когда тридцатипятилетнего Гайдайа громили в совете за его первую комедию, он прошел через глубочайшую депрессию и всё же нашел в себе силы справиться. Помогли эксцентричные короткометражки, поддержка Пырьева, затем бешенная популярность у зрителей и теперь в пятьдесят четыре года достичь таких высот не начав снимать серьезное кино, подобный удар способен выдержать не каждый. Возможно Гайдай сам понял, что случилось что-то непоправимое, но сдаваться не в его правилах. Он начинает менять сценаристов, но не помогает. «За спичками» (18 января 1980 год), «Спортлото 82» (2 августа 1982 год) - проходят незамеченными. А на съёмках фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» состоялся как раз тот примечательный диалог, о котором я рассказал в начале. О несбывшихся мечтах, а может он тогда и считал, что у него есть ещё шансы снять что- то серьезное и взяться за Достоевскому. Премьера последнего фильма Гайдайа состоялась в апреле 1993 года, она прошла также тихо и без аншлага. Юбилей, который прошел тремя месяцами ранее тоже прошел скромно. Свои семидесятилетие Леонид Иович встретил в узком кругу семьи. И вдруг в ноябре этого же года У Леонида Иовича открылось внутреннее кровотечение. 19 ноября 1993 года не стало Гайдай Леонида Иовича.

Потоскуев Сергей Викторович

Статистика


Счетчик тИЦ и PR



© 2009-2020 Хасаншин И.А.