ВКонтакте
Одноклассники
Мой Мир Mail.Ru
Twitter
Facebook

«Ребята, давайте жить дружно!»

Почему люди, жившие в период СССР, наши родители, педагоги так любят старое советское кино, так трепетно относятся к советским мультипликационным фильмам? Что привлекает их в советской мультипликации, и почему они всей душой желают, чтобы именно эти мультфильмы были любимыми сегодняшнему поколению молодежи и детей? Современный темп жизни, инновационные технологии, телевидение, интернет- ресурсы заставляют нас воспринимать и усваивать огромный поток информации, и к сожалению, не всегда эта информация полезна, а порой крайне пагубна.

Порой, переключая очередной телеканал и видя серию мультфильма «Ну погоди!» не можешь оторваться, и хоть на секундочку хочется посмеяться над очередными проделками зайца и волка. Чем привлекательны были советские мультфильмы, кто становился любимым сказочным героем и, кто трудился над их созданием?!

Отсчет времени создания мультипликации считается 1877 год, когда во Франции талантливый изобретатель, самоучка Эмиль Рейно придумал аппарат, который был способен «одушевлять» рисунки и даже использовал звуковое сопровождение. Аппарат имел название – праксинокоп и был похож на детскую механическую игрушку с лентой и зеркальным барабаном. В 1915 году Барром и Бреем были созданы первые анимационные студии, а начинателем и самым потрясающе талантливым мультипликатором считается Уолт Дисней. В 1928 году им был создан первый мультфильм со звуком, а через 9 лет появилось его прекрасное творение «Белоснежка и семь гномов». Студия Уолт Диснея и его мультфильмы стали самыми известными в мире.

В России первым русским мультипликатором и режиссёром кукольных фильмов считается Владислав Старевич. Именно он является родоначальником объемной мультипликации. При создании в 1910 году своего первого фильма о битве жуков-рогачей, Старевич приделал к лапкам жуков тонкие проволочки, закрепил их воском и снял в воде покадрово по сути «живых головастиков».

И все же, отсчет времени начала русской мультипликации нужно начинать с далекого 1906 года, когда балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев поставил несколько лент с танцующими фигурками на фоне неподвижных декорацией. Свои работы он показывал исключительно своим студентам и знакомым, и только благодаря киноведу Виктору Бочкареву к которому попал архив Ширяева, были обнаружены его гениальные, рисованные и кукольные работы. Куклы Ширяева не просто ходили, они прыгали и крутились в воздухе.

Позже, применив технику Ширяева, вышел в прокат короткометражный фильм Старевича «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Вплоть до 20-х годов фильм пользовался огромным успехом у российских и зарубежных зрителей, и вскоре на экраны вышли кукольные короткометражные фильмы «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Весёлые сценки из жизни животных», которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Впервые, в фильме «Ночь перед Рождеством» Старевич объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию.

После октябрьской революции Старевич эмигрировал в Италию, но, к сожалению, вернуться в Россию так и не смог. Возрождением мультипликации занимались Юрий Меркулов и Даниил Черкасов, которые сняли в технике плоской марионетки (перекладки) мультфильмы «Межпланетная революция» и «Китай в огне».

В 1929 году режиссёром Михаилом Цехановским был создан мультипликационный фильм, выполненный в смешанной технике. Это был первый советский цветной мультфильм, где картинка синхронизировалась со звуком.

Уже в дальнейшем, в 1935году была основана студия «Союзмультфильм», которая включала в свой состав небольшие коллективы «Мосфильма», «Совкино» и Экспериментальной мультипликационной мастерской. Именно в этой студии были освоены методы классической мультипликации, изобретен так называемый эффект «пушистости» с применением, которого в 1953 году был создан фильм «Непослушный котенок».

Начало 50-х пришлось на создание полнометражных мультфильмов, которые уже несли не только художественную, но и воспитательную роль, один из самых известных и любимых до настоящего времени – «Снежная королева».

Следующая важная дата советской мультипликации, это 1968 год – это время создания творческого объединения «Экран» Гостелерадио СССР, а в 1988 год - это дата создания творческого объединения «Союзтелефильм». Именно на эти годы приходится выпуск самых замечательных и любимых нами мультфильмов «Кот Леопольд», «Домовенок Кузя», «Крошка Енот» и др. Мультипликатор и экспериментатор Александр Татарский в 1981 году выпускает обожаемую многими зрителями «Пластилиновую ворону». «Союзмультфильм» делает успешные попытки выпускать полнометражные мультфильмы, первым из которых стала «Тайна третьей планеты» Романа Качанова.

Менялись стили, художественное оформление, техника монтажа, но главная цель советской мультипликации оставалась неизменной - привитие детям нравственных понятий доброты, дружбы, взаимовыручки. Именно советские мультфильмы не в теории, а в жизни помогали родителям в воспитании своих детей, они помогали изучать и познавать окружающий мир.

Советская мультипликация прочно вошла в нашу историю, и это абсолютно заслуженно, это классика, на которую равняются. Мультяшные персонажи знакомят детей с понятиями «хорошо» и «плохо», показывают пример подрастающему поколению, а это значит, что и сегодня советская мультипликация не потеряла своей актуальности, она очень нужна каждому человеку, независимо от возраста и должна быть востребована.

Не случайно анимационные фильмы советского периода были по достоинству признаны за рубежом, многие из них имеют многочисленные награды международных фестивалей. Да что там говорить, если выдающийся японский режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки считает, что именно наша «Снежная королева» повлияла на выбор его профессии.

«Ребята, давайте жить дружно!» - ну кто не помнит кота Леопольда, или знаменитого Карлсона поедающего плюшки и варенье. Никогда не поверю, что милый, очаровательный Чебурашка Эдуарда Успенского был неинтересен детям. Что уж говорить о многосерийном мультфильме «Ну, погоди!» - это шедевр, творение мастера на все времена!

Отрицательные персонажи тоже преподносились вдумчиво и талантливо. Девочка с широко раскрытыми глазами смотрела всеми любимую «Золушку» и понимала, что даже в грязном фартуке главная героиня с открытым, чистым сердцем, любящая весь мир обязательно превратиться в прекрасную принцессу и встретит свою любовь, а злая карикатурная мачеха и ее дочки не вызвали явного отвращения, а скорее учили детей тому, что ложь и лень приводят «к разбитому корыту». В советской мультипликации практически не было агрессии и жестокости, мультфильмы нравились взрослым и от них в восторге были дети, и самое главное они на подсознательном уровне формировали настоящие базовые ценности здорового общества.

В советское время на детскую мультипликацию не жалелось финансирования, это был особый вид искусства. Это было одно из основных направлений привития всем гражданам СССР эстетического и идеологического образования.

Невозможно перечислить все заслуги советской мультипликации и уж тем более рассказать обо всех, мультяшных героях, многие из работ вошли в «Золотой фонд» мировой анимационной классики.

Озвучиванием советских мультфильмов занимались лучшие актеры, это были звезды советского кинематографа. Евгений Леонов, Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Георгий Вицин, Клара Румянова.

Примечательно, что серый волк в мультипликационном фильме «Жил-был пес» изначально, в зарисовках серый волк выглядел совсем не так. Он никак не подходил под голос величайшего актера Армена Джигарханяна, который его озвучивал, и Эдуард Назаров вынужден был его перерисовать. Зато сейчас, бронзовый персонаж волка, весом в 200 кг стоит в г. Томске, и более того, памятник еще и разговаривает, произнося фразы из мультика: «Щас спою!», «Ну ты заходи, если что!» и «Бог в помощь!».

В г. Киеве установили памятник любимому «Ежику в тумане» и туристы с огромным удовольствием фотографируются с причудливым сказочным персонажем. Кстати, в 2003 году в Токио на кинофестивале наш «Ежик в тумане» был признан лучшим мультипликационным фильмом, а его создатель Юрий Норштейн стал кавалером Ордена Восходящего Солнца.

Озвучивала ежика актриса Мария Виноградова, голосом которой разговаривает и дядя Федор из Простоквашино.

Мы не можем себе представить Винни-Пуха без Евгения Леонова. Кажется, что это единое целое, а ведь голос Евгения Павловича вжился в сказочный персонаж только после того, как звукорежиссер ускорил звук.

Создатель нашего Винни Федор Хитрук никогда не видел и не знал, что первым экранизировал Пуха Уолт Дисней, им же были выкуплены права на экранизацию, поэтому советский мультфильм показывался только в нашей стране. Еще одна гениальная работа Хитрука, это созданный им в 1965 году мультипликационный сериал «Каникулы Бонифация», который был поставлен по сказке чехословацкого писателя Милоша Мацоурека. Свою работу режиссер считает автобиографичной.

Великий и лучший сыщик всех времен и народов Шерлок Холмс, в исполнении Василия Ливанова озвучил прекрасного толстячка Карлсона, а голосом Фрекен бок говорила неповторимая Фаина Раневская. К сожалению, мы увидели только две серии «Карлсона», хотя планировалось выпустить три, и даже существует пленка, а фильм должен был иметь название «Карлсон опять проказничает».

Говоря о советской мультипликации невозможно забыть о невиданном создании чебурашке. Однажды Эдуард Успенский услышал от своего друга, который произнес в адрес своей дочери выражение «Опять чебурахнулась!», что означало «упала». Это выражение и навело Успенского на мысль, как назвать несуществующего ушастого зверька.

Памятники и скульптуры Чебурашки и Гены стоят во многих города России, а песня Крокодилы Гены была переведена на польский, немецкий, английский, японский и еще многие языки.

Вдуматься – 800 килограмм пластилина было потрачено при создании «Пластилиновой вороны» Александра Татарского! Из-за блеклости пластилин приходилось раскрашивать красками, и сегодня мы видим и изумляемся этому чудесному творению, получившему 25 наград в сфере мультипликации.

В 1969 году на телеэкраны выходит веселая история «Бременские музыканты», это одна из самых успешных работ Инессы Ковалевской. Это необычный, веселый фильм в стиле мюзикла, а разбойники не случайно срисованы с самой популярной в те годы троицы Никулина, Вицина и Моргунова.

Говоря о советской мультипликации невозможно не остановиться на всем нами любимом сериале «Ну, погоди!»

Считалось, что полноценный мультипликационный сериал был ответом американскому «Том и Джерри», и он имел достаточное финансирование из государственного бюджета. Первоначально Вячеслав Котеночкин планировал, что озвучивать волка будет Владимир Высоцкий, и в первой серии мультика волк насвистывает мелодию из песни «Вертикаль», но цензура не позволила осуществить идею режиссера, волка озвучил великолепный актер Анатолий Папанов.

В советские времена государство действительно заботилось о всестороннем развитии ребенка, педагогический процесс был выстроен настолько грамотно, что нашей системой образования по заслугам восхищался весь мир. Привитие ребенка к постижению главных ценностей: добра, дружбы, трудолюбия, и наконец, желания к самопознанию и учебе внедрялись в сознание ребят в том числе и через мультипликацию. Но делалось это творчески и с высочайшим профессионализмом. Научить ребенка быть трудолюбивым, опрятным, аккуратным – это дело всех родителей. Сделать же это необходимо не навязчиво, без принуждения, так чтобы ребенок сам изъявил желание убрать за собой игрушки, умыться, почистить зубы, выучить домашнее задание. Вот здесь-то и приходили на помощь советские мультяшки. Достаточно вспомнить героев из «Федорино горе», «Дудочка и кувшинчик», «Нехочуха», «Королева зубная щетка».

Но, увы, рано или поздно сказка заканчивается…Распался Советский союз, закончилась эпоха его правления, а с ней и творенье советской мультипликации. Тяжелые времена, отсутствие финансовой поддержки со стороны государства привели к тому, что «Союзмультфильм» был вынужден продать свои права на большую часть мультипликационных творений за рубеж, и только в 2000–х годах благодаря правительственной помощи эти права удалось вернуть.

Студия возобновила свою работу. Нужно сказать, что свободную нишу заняли не плохие мультипликаторы, которые пытались и пытаются по мере возможности продолжать славные традиции советской мультипликации и своих знаменитых предшественников.

После распада страны Советов, большая часть индустрии, в том числе и кинематограф, погрузились в этот самый катастрофически угрожающей гибелью всего созданного годами кризис.

Если современное кино начало свое возрождение уже в 2000-х, то анимация была забыта до 2011 года. Понимая столь бедственное положение группа советских мультипликаторов - режиссеров, в числе которых были Эдуард Назаров, Андрей Хржановский и Леонид Шварцман обратились с открытым письмом к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Встреча состоялась, и как итог был подписан план возрождения анимации, который, кстати, неплохо воплощается.

Ежегодно 8 апреля отмечается День российской анимации, проводится открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале. Радостно, что российскому зрителю есть что показать, наконец-то пришло время, и взрослые задумались о подрастающем поколении, но нам есть и над чем поразмышлять, много, много еще так называемого «шлака», слишком много низкопробных фильмов, и это, к великому сожалению удручает, и наводит на печальные мысли.

Студия «Мельница», «СТВ» и еще ряд отличных компаний как будто вдохнули новую жизнь в отечественную анимацию и подарили надежду российскому зрителю. Творческим руководителем «Союзмультфильма» стал режиссер Михаил Алдашин, и с его приходом студия ожила и начала меняться самым кардинальным образом. Стали привлекаться молодые, интересные авторы, под руководством которых выпускаются новые проекты, уже фестивального уровня.

В 2016 году в Суздале мультипликационный фильм «Питон и сторож» Антона Дьякова был отмечен специальным призом «За юмор и авантюризм», драма «Мама-цапля» Марины Карповой была названа лучшим короткометражным фильмом, а «Морошка» Полины Минченок получила приз за лучший фильм для детей.

Интерес телеканалов и самих зрителей к анимации растет, и это замечательно. Российские мультипликации выходят на международный рынок, они пользуются популярностью в интернет - пространстве, их обсуждают, их просматривают вновь и вновь. Например, фильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» был номинирован на Оскар, и в 2016 году был запущен в прокат в подборке «Oskar Shorts 2016 Мультфильмы». В противовес кинематографическим наградам «Ника» и «Золотой Орел» появилась национальная анимационная премия «Икар».

Что ни говори, а творческий процесс и возрождение российской анимации на лицо. В 2003 году выходит на экран полнометражный мультипликационный фильм «Карлик Нос», совместная работа студии «Мельница» и кинокомпании СТВ.

Фильм моментально завоевал любовь зрительской аудитории. Отличная графика, качественная рисовка, великолепное озвучивание. По сути, это приключенческая игра, и в то же время трогательная история по мальчика Якоба, которого злая колдунья превратила в уродливого карлика, который не согласился заменить свое горячее сердце на каменное и оживить страшного монстра.

В 2004 году в прокат выходит следующий хит «Алеша Попович и Тугарин Змей», и снова успех, да еще какой!

Алеша добрый малый, немного глуповат, но честен и весел. Храбрый молодец, по своей наивности совершает немало ошибок, но он исправляет их, возвращая золото своим землякам. В фильме показаны настоящие человеческие ценности, самобытность русского народа и традиции. Красавица Любава, воплощение доброты и женственности отправляется вслед за Алешей, чтобы быть ему опорой в нелегком пути и помочь одолеть Тугарина. Фильм сопровождается веселыми песнями, юмором, а богатырский говорящий конь Юлий, это вообще «палочка выручалочка» для поднятия настроения.

Примерно в одно время с «Алешей» на экраны выходит следующий мультипликационный фильм «Князь Владимир», а в 2006 году «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», дальше не менее интересные истории по «Ивана Царевича и серого волка». Фильмы выглядят занимательно, красочно, увлекают не только детскую, но и взрослую аудиторию.

И все же настоящим прорывом детской мультипликации стали такие известные российские проекты, как «Маша и медведь», «Фиксики», «Куми-Куми».

Отечественные мультфильмы становятся популярными не только у себя на Родине, но и за рубежом. Наших «Смешариков» с удовольствием смотрят в США и Китае, и это еще раз доказывает, что российская мультипликация стоит на пике своего обновления. Понемногу возрождается старая добрая традиция, когда родители следят за новинками в области мультипликации и ходят в кинотеатры вместе с детьми. Наше короткометражное анимационное кино получает премии и даже на международных аренах.

В заключение, хотелось бы обратиться к создателям мультипликации, самородкам и высочайшим профессионалам своего дела, а таковые у нас есть, ведь Россия всегда была и остается прогрессивной страной с талантливыми не ординарными личностями. Взрослый человек в состоянии противостоять манипуляции человеческого сознания. В силу своего возраста, жизненного опыта взрослый не принимает навязываемые стереотипы, в отличие от ребенка, который не может этого сделать, не имея собственных ориентиров, не умея разграничить «плохое» от «хорошего» он принимает и верит в правдивость всей подаваемой ему информации.

Считается, что ребенок, просматривая серию за серией мультипликационного фильма, начинает подражать главным героям, и неважно отрицательный или положительный это герой, если это красочный, современный фильм с интересной историей, ребенок начинает вживаться в этот образ, получая определенные и порой не самые хорошие установки.

Вот здесь-то и нужно задуматься, чем интересуются наши дети, кто из мультяшных персонажей является для них образом для подражания?

Сегодняшняя индустрия мультипликации переполнена фильмами с компьютерной графикой, и это абсолютно не плохо. Впечатляющие спецэффекты, яркое световое сопровождение и музыкальное озвучивание говорят о внедрении инновационных проектов и высоких технологиях, но зачастую за яркостью света и красочностью картинки мы не видим какое порой чудовищное, отрицательное воздействие на психику ребенка, может оказать тот или иной фильм.

В ряде современных зарубежных и отечественных мультиках мы можем наблюдать сцены насилия, драки, конфликты, перестрелки, убийства. Многократность повторения таких сцен может вызвать у ребенка агрессию, что становиться моделью его поведения.

Приходится признать, что такие «шедевры» в состоянии превратить ребенка со здоровой устойчивой психикой в не уравновешенную, неокрепшую личность с фальшивым багажом искаженных ценностей. Конечно, нельзя просто перечеркнуть всю современную мультипликацию, нужно уметь отличать искусство от подделки. Мы должны научиться смотреть на мир глазами ребенка, но понимать этот мир разумом взрослого

Автор: Алямкина Валерия Фёдоровна

Статистика


Счетчик тИЦ и PR



© 2009-2020 Хасаншин И.А.