ВКонтакте
Одноклассники
Мой Мир Mail.Ru
Twitter
Facebook

Время отдыха с субботы до понедельника

год 1984
режиссер
сценарий Игорь Таланкин
жанр
время
   

В главных ролях:

Описание:

Статья на фильм: «Время отдыха с субботы до понедельника».

Год: 1984

страна: СССР

режиссер: Игорь Таланкин

сценарий: Игорь Таланкин, Юрий Нагибин

директор фильма: Ефим Голынский

композитор: А. Локтев, Василий Шумов

жанр: драма, мелодрама

В главных ролях: Алла Демидова, Алексей Баталов, Владислав Стрежельчик в фильме Игоря Таланкина. Операторы: Георгий Рерберг, Павел Лебешев

Краткое содержание:

Фильм снят по рассказу Юрия Нагибина «Терпение».

Фильм ведет свое киноповествование о двух поколениях ленинградской семьи, проводящей выходные дни на экскурсионном теплоходе. Это небольшое путешествие показывает, много проблем существующих в этой семье. За внешним благополучием этих людей скрыта, как выясняется, не только проблема отцов и детей, но и глубокая драма главной героини фильма, также драма ее мужа. Случайная встреча героини с ее любимым мужчиной, некогда пропавшим без вести на фронте, а ныне инвалидом, заставляет её заново пережить боль утраты, со щемящей остротой ощутить и несправедливость судьбы, и невозможность изменить её. А герой фильма ее муж то же страдает, так как понимает, что не любим своей женой.

А теперь по подробнее:

В сюжетной линии фильма мы видим семейную драму родителей, когда они только партнёры по семье, и не более. Вспомним фильм «Без свидетелей» и откровенно жёсткие и обвинительные разговоры из этих же картин ,или множества других ,что ни в коем случае не умаляет ни мастерство артистов их произносящих, ни прекрасных ракурсов их съёмок, ни нюансных отличий собственно именно этих диалогов, ни их высокопарно-культурного слога, просто это один из приёмов Советского кинематографа тех времён ,как впрочем и некоторый оттенок «производственности», рутины и быта, смыслах конфликта, диалога.

В этом фильме и других видим конфликт поколений ,далее заигранный более резко в «Курьере», к «Маленькой Вере».

Видим популярное тогда возвращение к основам - посещение исторических мест, более того монастырей правда, с какой целью?

Мода и всё! Или возвращение к духовным истокам, или тема любви и божественного проведения, что любящие люди все же встречаются, причем именно по пути к монастырю. Но мы знаем, что в тот период советский кинематограф был ограничен, особенно в показе темы религии. Хотя это не основная тема и могли не обратить на нее внимание.

В фильме «Время отдыха с субботы до понедельника» хорошо прослеживается романтичная сторона сюжета - тоже где-то когда-то было, и продолжалось и тридцать лет спустя, да и отсылка от трагедии войны к трагедии личной, особенно с использованием трагедии Великой Отечественной войны - вещь вполне от Советского кино: от 'Судьбы человека' до 'Цыгана'.

И действительно все эти элементы сюжета проходят в уютных декорациях экскурсионного теплохода, где представлено как может отдыхать Советский человек... Но диссонанс с жильём героя Баталова. И тут за всем набором инструментов представления общества в фильме - обществу начинает смутно просматриваться чудовища из последующих времён: «джинсово-братковое», «малиново-пиджачное», «банковско-нефтянное» и «чиновьече-людоедское».

Хочется спросить: «Что это?» - точная передача авторами оттенков состояния общества(духовный упадок) на тот момент из которого следует однозначная траектория движения общества (так как представлены люди молодого поколения), с соответствующими остановками - или предвидение, подтверждение знакомым выводам в полотне повествований и не видя 'знаков' говорящих о не ведании и тем более о не озабоченности авторов скрытыми противоречиями жизни-морали.

Фильм с претензией на притчу. Со многими аллегориями. Размышление над зашифрованным, иносказательным.

Пожалуй, картину условно можно было бы разделить на две части. До Валаама и с момента посещения острова. Внезапное просветление и пелена с глаз…

Семья в двухдневном круизе на речном лайнере. Супругам под пятьдесят или чуть больше. Их дети: сын, студент института и дочь ученица выпускного класса. Отдельные каюты – семейная, приближенная к классу люкс и отпрыскам по эконому. «Дмитрий Фурманов» в качестве коновязи. Легендарный комиссар Василия Ивановича Чапаева. Его имя на борту судна. На его палубах и горести, и радости. В каютах коньячные застолья и исповедальные повествования. Чем живёшь, страна? Спустя 65 лет после Великого Октября. Кто нынешние потомки тех революционных героев? Что ими движет? Чем они дышат? Каков их облик? Вот Вам первая «вводная» от создателей.

Расставив же вопросы, можете приступать к ответам по существу. Алла Демидова и Владислав Стрежельчик, к Вашим услугам. Она должна ехать докладом в Вену, он между делом рассказывает про посещение Парижа. Не слабо. Советская эпоха. Зиждители. Труженики. С кем же столкнул нас создатель? С кем мы имеем дело? Профессура, научная элита страны советов. Богема заоблачного полёта, но недосягаемого потому, что оба они выходцы из простых семей. Живописью прописывается линия жизненного пути. Он и она придаются воспоминаниям, раскрываясь перед зрителем, всё более и более обнажаясь. Сначала играя, и на первый взгляд это почти идиллия в отношениях, но на деле? Каждый о своём. Оба говорят. Разом. И Алла и Владислав для самих себя. Один не слушает другого. Полное непонимание друг друга. Один любит, а другой позволяет себя любить. При этом Алла считает себя несчастной. Все время ссылается на свою первую любовь, Павла, друга и одноклассника Владислава. Он стоически это терпит, но в какой то момент тетива терпения рвется! Разнобой. Хорошенькая семейка.

Дети семьи Стрежельчик, отдельная тема и линия фильма, со своими проблемами. Молодое поколение, юная поросль ищет забав на верхней палубе – музыка, танцы, бар. Подчас негативное и неблагодарное отношение к родителям, которые явно балуют их. И своё отношение к родителям – критикуют, обвиняют, не понимают. С вынесением суждений-оценок не переживают. Нечего сказать, одухотворённые нравственно личности вырастили мать с отцом. Вот Вам вторая сентенция. Добро пожаловать в богемную и вполне добропорядочную семью, но это только на первый взгляд!

И вот Валаам. Дождём встречает вновь прибывших. ОЧИСТИТЕЛЬНЫМ ОМОВЕНИЕМ. Через слёзы и Аллы и впоследствии Владислава. А они тоже будут. Как не странно через сорвавшуюся пощёчину. И от кого? Того, кто все эти годы терпел и сносил, потакал и преклонялся от мужа к обожаемой и боготворимой им жене. Пощёчина как развязка совместной семейной жизни. Пощёчина как упреждающее напутствие предстоящим словам и поступку. Алла, в миг готова всё зачеркнуть и от всего и всех отказаться ради одной блажи своей. Даже от детей, которых как она говорит не понимает и не знает «Кто эта девочка? Я ее совсем не знаю!». Готова на великодушие через предательство и забвение. Мужа. Детей. Да, уж, горемыка, нечего сказать. Сочувствия не вызывает ни он не она! Вот и третий пасьянс для публики подоспел. Поторопитесь.

Встреча утерянного Павла, которого считали пропавшим без вести. И тут внезапная встреча и предложение, и почти требование «Ты едешь со мной» Что это было? Помутнение? Возвращение в молодость? Как же она так быстро обрела и потеряла себя. Обрела ту, ещё совсем девочку. Влюблённую. Перенеслась на двадцать пять лет назад. В прошлое. Позабыв себя сегодняшнюю. Взрослую. Мудрую. Четверть века это большой срок. Во всяком случае, для человеческой жизни. Никак не малый. Личность может измениться до неузнаваемости

– быт, профессия, окружение. Едва ли не хирургическая пластика с ножами, зажимами, пинцетам. А он, Павел, ампутированный ,едва ли не в половину напутствует, - туда, по мосткам, выйдите к причалу. Она – туда. А ему – здесь. Мир и остров. Два полюса. Он в отличии от нее человек долга перед тем людьми, кто все это время был рядом! Помогал! Понимал, Выхаживал. Он не может и не хочет уходить из этого мира и бросать его ради пусть и еще теплой живущей внутри него любви. Вот Вам и четвёртая песнь.

Наконец-то, удар и развязка! И зашумело. И прояснилось. И парик с головы долой. И в родные пенаты. К тем, от кого едва ли не отреклась. И шампанское в бокалах с семейным застольем. Цени, что есть. А пароход движется, движется. Теперь в обратный путь.

А ещё едва ли не повторилась трагическая сцена из толстовской «Анны Карениной». И не удивительно, ведь имя нашей героини – Анна и путь она избрала по сюжету если не подлинно, то мысленно с абсолютной идентичностью классического романа. Вот Вам ещё один нюанс для размышления. Пятый.

Не случайно в фильме звучит отрывок из первой части «Ад», «Божественной комедии» Данте. Фильм посвящен переосмыслению жизни, жизненной стратегии, ценностей, привязанностей. Квинтэссенцией киноповествования является фраза главной героини: Все кажется, что настоящая жизнь впереди».

Фактически героиня тридцать лет плутала в аду, который она построила себе сама. Говоря о своей жизненной стратегии, Анна сравнивает себя с тем, кто втиснулся в переполненный вагон метро и едет, едет, едет… Неизвестно куда, зачем; и думает, что так и надо.

В результате все оказалось фальшивым. Наука, из которой сделали кормушку, погоню за степенями и диссертациями. Семейная жизнь, потому что вышла не по любви и даже дети. Однако, Анна - очень сильная женщина. По страшному сильная. Не случайно, ее молодые коллеги называли ее «железная леди».

Прекрасная сцена с париком, демонстрирующая перерождение, точнее, рождение заново. А встреча с героем Баталова – своего рода нигредо. Эта встреча, которая, что очень символично, происходит в монастыре на о. Валааме, была необходима, для того чтобы выйти из того тупика, в который попала героиня. Отойти в сторону и посмотреть, что она сделала со своей жизнью и жизнью своих по-настоящему близких людей, какими бы несовершенными они ни были.

Как жить? Ответ на этот вопрос озвучил герой В. Стрежельчика: «Ценить каждое мгновение жизни, извлекать радость отовсюду»..

Я бы посоветовала посмотреть этот фильм всем сорок плюс. Это, безусловно, фильм о так называемом «кризисе среднего возраста», с которым все мы, так или иначе, столкнемся. Особую благодарность хочется выделить авторам за концовку. Она и прекрасна, и логична, и обнадеживающая! А еще хочется сказать, что права народная истина «Не плюй в колодец, тебе еще из него придется напиться!»

Спасибо за фильм!

Статья написана: Пьянзиной Т.И.

Description:

Статья на фильм: «Время отдыха с субботы до понедельника».

Год: 1984

страна: СССР

режиссер: Игорь Таланкин

сценарий: Игорь Таланкин, Юрий Нагибин

директор фильма: Ефим Голынский

композитор: А. Локтев, Василий Шумов

жанр: драма, мелодрама

В главных ролях: Алла Демидова, Алексей Баталов, Владислав Стрежельчик в фильме Игоря Таланкина. Операторы: Георгий Рерберг, Павел Лебешев

Краткое содержание:

Фильм снят по рассказу Юрия Нагибина «Терпение».

Фильм ведет свое киноповествование о двух поколениях ленинградской семьи, проводящей выходные дни на экскурсионном теплоходе. Это небольшое путешествие показывает, много проблем существующих в этой семье. За внешним благополучием этих людей скрыта, как выясняется, не только проблема отцов и детей, но и глубокая драма главной героини фильма, также драма ее мужа. Случайная встреча героини с ее любимым мужчиной, некогда пропавшим без вести на фронте, а ныне инвалидом, заставляет её заново пережить боль утраты, со щемящей остротой ощутить и несправедливость судьбы, и невозможность изменить её. А герой фильма ее муж то же страдает, так как понимает, что не любим своей женой.

А теперь по подробнее:

В сюжетной линии фильма мы видим семейную драму родителей, когда они только партнёры по семье, и не более. Вспомним фильм «Без свидетелей» и откровенно жёсткие и обвинительные разговоры из этих же картин ,или множества других ,что ни в коем случае не умаляет ни мастерство артистов их произносящих, ни прекрасных ракурсов их съёмок, ни нюансных отличий собственно именно этих диалогов, ни их высокопарно-культурного слога, просто это один из приёмов Советского кинематографа тех времён ,как впрочем и некоторый оттенок «производственности», рутины и быта, смыслах конфликта, диалога.

В этом фильме и других видим конфликт поколений ,далее заигранный более резко в «Курьере», к «Маленькой Вере».

Видим популярное тогда возвращение к основам - посещение исторических мест, более того монастырей правда, с какой целью?

Мода и всё! Или возвращение к духовным истокам, или тема любви и божественного проведения, что любящие люди все же встречаются, причем именно по пути к монастырю. Но мы знаем, что в тот период советский кинематограф был ограничен, особенно в показе темы религии. Хотя это не основная тема и могли не обратить на нее внимание.

В фильме «Время отдыха с субботы до понедельника» хорошо прослеживается романтичная сторона сюжета - тоже где-то когда-то было, и продолжалось и тридцать лет спустя, да и отсылка от трагедии войны к трагедии личной, особенно с использованием трагедии Великой Отечественной войны - вещь вполне от Советского кино: от 'Судьбы человека' до 'Цыгана'.

И действительно все эти элементы сюжета проходят в уютных декорациях экскурсионного теплохода, где представлено как может отдыхать Советский человек... Но диссонанс с жильём героя Баталова. И тут за всем набором инструментов представления общества в фильме - обществу начинает смутно просматриваться чудовища из последующих времён: «джинсово-братковое», «малиново-пиджачное», «банковско-нефтянное» и «чиновьече-людоедское».

Хочется спросить: «Что это?» - точная передача авторами оттенков состояния общества(духовный упадок) на тот момент из которого следует однозначная траектория движения общества (так как представлены люди молодого поколения), с соответствующими остановками - или предвидение, подтверждение знакомым выводам в полотне повествований и не видя 'знаков' говорящих о не ведании и тем более о не озабоченности авторов скрытыми противоречиями жизни-морали.

Фильм с претензией на притчу. Со многими аллегориями. Размышление над зашифрованным, иносказательным.

Пожалуй, картину условно можно было бы разделить на две части. До Валаама и с момента посещения острова. Внезапное просветление и пелена с глаз…

Семья в двухдневном круизе на речном лайнере. Супругам под пятьдесят или чуть больше. Их дети: сын, студент института и дочь ученица выпускного класса. Отдельные каюты – семейная, приближенная к классу люкс и отпрыскам по эконому. «Дмитрий Фурманов» в качестве коновязи. Легендарный комиссар Василия Ивановича Чапаева. Его имя на борту судна. На его палубах и горести, и радости. В каютах коньячные застолья и исповедальные повествования. Чем живёшь, страна? Спустя 65 лет после Великого Октября. Кто нынешние потомки тех революционных героев? Что ими движет? Чем они дышат? Каков их облик? Вот Вам первая «вводная» от создателей.

Расставив же вопросы, можете приступать к ответам по существу. Алла Демидова и Владислав Стрежельчик, к Вашим услугам. Она должна ехать докладом в Вену, он между делом рассказывает про посещение Парижа. Не слабо. Советская эпоха. Зиждители. Труженики. С кем же столкнул нас создатель? С кем мы имеем дело? Профессура, научная элита страны советов. Богема заоблачного полёта, но недосягаемого потому, что оба они выходцы из простых семей. Живописью прописывается линия жизненного пути. Он и она придаются воспоминаниям, раскрываясь перед зрителем, всё более и более обнажаясь. Сначала играя, и на первый взгляд это почти идиллия в отношениях, но на деле? Каждый о своём. Оба говорят. Разом. И Алла и Владислав для самих себя. Один не слушает другого. Полное непонимание друг друга. Один любит, а другой позволяет себя любить. При этом Алла считает себя несчастной. Все время ссылается на свою первую любовь, Павла, друга и одноклассника Владислава. Он стоически это терпит, но в какой то момент тетива терпения рвется! Разнобой. Хорошенькая семейка.

Дети семьи Стрежельчик, отдельная тема и линия фильма, со своими проблемами. Молодое поколение, юная поросль ищет забав на верхней палубе – музыка, танцы, бар. Подчас негативное и неблагодарное отношение к родителям, которые явно балуют их. И своё отношение к родителям – критикуют, обвиняют, не понимают. С вынесением суждений-оценок не переживают. Нечего сказать, одухотворённые нравственно личности вырастили мать с отцом. Вот Вам вторая сентенция. Добро пожаловать в богемную и вполне добропорядочную семью, но это только на первый взгляд!

И вот Валаам. Дождём встречает вновь прибывших. ОЧИСТИТЕЛЬНЫМ ОМОВЕНИЕМ. Через слёзы и Аллы и впоследствии Владислава. А они тоже будут. Как не странно через сорвавшуюся пощёчину. И от кого? Того, кто все эти годы терпел и сносил, потакал и преклонялся от мужа к обожаемой и боготворимой им жене. Пощёчина как развязка совместной семейной жизни. Пощёчина как упреждающее напутствие предстоящим словам и поступку. Алла, в миг готова всё зачеркнуть и от всего и всех отказаться ради одной блажи своей. Даже от детей, которых как она говорит не понимает и не знает «Кто эта девочка? Я ее совсем не знаю!». Готова на великодушие через предательство и забвение. Мужа. Детей. Да, уж, горемыка, нечего сказать. Сочувствия не вызывает ни он не она! Вот и третий пасьянс для публики подоспел. Поторопитесь.

Встреча утерянного Павла, которого считали пропавшим без вести. И тут внезапная встреча и предложение, и почти требование «Ты едешь со мной» Что это было? Помутнение? Возвращение в молодость? Как же она так быстро обрела и потеряла себя. Обрела ту, ещё совсем девочку. Влюблённую. Перенеслась на двадцать пять лет назад. В прошлое. Позабыв себя сегодняшнюю. Взрослую. Мудрую. Четверть века это большой срок. Во всяком случае, для человеческой жизни. Никак не малый. Личность может измениться до неузнаваемости

– быт, профессия, окружение. Едва ли не хирургическая пластика с ножами, зажимами, пинцетам. А он, Павел, ампутированный ,едва ли не в половину напутствует, - туда, по мосткам, выйдите к причалу. Она – туда. А ему – здесь. Мир и остров. Два полюса. Он в отличии от нее человек долга перед тем людьми, кто все это время был рядом! Помогал! Понимал, Выхаживал. Он не может и не хочет уходить из этого мира и бросать его ради пусть и еще теплой живущей внутри него любви. Вот Вам и четвёртая песнь.

Наконец-то, удар и развязка! И зашумело. И прояснилось. И парик с головы долой. И в родные пенаты. К тем, от кого едва ли не отреклась. И шампанское в бокалах с семейным застольем. Цени, что есть. А пароход движется, движется. Теперь в обратный путь.

А ещё едва ли не повторилась трагическая сцена из толстовской «Анны Карениной». И не удивительно, ведь имя нашей героини – Анна и путь она избрала по сюжету если не подлинно, то мысленно с абсолютной идентичностью классического романа. Вот Вам ещё один нюанс для размышления. Пятый.

Не случайно в фильме звучит отрывок из первой части «Ад», «Божественной комедии» Данте. Фильм посвящен переосмыслению жизни, жизненной стратегии, ценностей, привязанностей. Квинтэссенцией киноповествования является фраза главной героини: Все кажется, что настоящая жизнь впереди».

Фактически героиня тридцать лет плутала в аду, который она построила себе сама. Говоря о своей жизненной стратегии, Анна сравнивает себя с тем, кто втиснулся в переполненный вагон метро и едет, едет, едет… Неизвестно куда, зачем; и думает, что так и надо.

В результате все оказалось фальшивым. Наука, из которой сделали кормушку, погоню за степенями и диссертациями. Семейная жизнь, потому что вышла не по любви и даже дети. Однако, Анна - очень сильная женщина. По страшному сильная. Не случайно, ее молодые коллеги называли ее «железная леди».

Прекрасная сцена с париком, демонстрирующая перерождение, точнее, рождение заново. А встреча с героем Баталова – своего рода нигредо. Эта встреча, которая, что очень символично, происходит в монастыре на о. Валааме, была необходима, для того чтобы выйти из того тупика, в который попала героиня. Отойти в сторону и посмотреть, что она сделала со своей жизнью и жизнью своих по-настоящему близких людей, какими бы несовершенными они ни были.

Как жить? Ответ на этот вопрос озвучил герой В. Стрежельчика: «Ценить каждое мгновение жизни, извлекать радость отовсюду»..

Я бы посоветовала посмотреть этот фильм всем сорок плюс. Это, безусловно, фильм о так называемом «кризисе среднего возраста», с которым все мы, так или иначе, столкнемся. Особую благодарность хочется выделить авторам за концовку. Она и прекрасна, и логична, и обнадеживающая! А еще хочется сказать, что права народная истина «Не плюй в колодец, тебе еще из него придется напиться!»

Спасибо за фильм!

Статья написана: Пьянзиной Т.И.

Статистика


Счетчик тИЦ и PR



© 2009-2019 Хасаншин И.А.